Тенерифе, крайний запад
Лос Гигантес и Пуэрто де Сантьяго – два небольших курорта, которые практически слились во едино. Наиболее привлекателен Лос Гигантес – он вплотную подобрался к скалам, от которых и получил свое название.
Белые невысокие домики в традиционно канарском стиле утопают в цветах.
Строения в основном малоэтажные, за исключением одного отеля, возвышающегося над всем на фоне гор.
Все как в обычном курортном городке: рестораны, сувенирные лавочки, туристические бюро и небольшой порт.
Пуэрто де Сантьяго застроен небольшими отельчиками и аппарт-отелями и здесь уже немного другая атмосфера. Глядя на его застройку трудно определить страну, это легко может быть любой курорт Средиземноморья. Ее можно определить как типично курортную.
Для купания здесь есть несколько вариантов. Самый популярный у туристов, и менее интересный на наш взгляд – это пляж Арена. Черный песок, довольно ощутимый прибой, блага цивилизации в виде душей и шезлонгов, спасатели и флаг, информирующий о возможности войти в воду. Когда мы там были, то он был красным, что означало – опасно.
Много живописней выглядел пляж между скалами и маленьким портом в Лос Гигантес. Называется он Лос Гуйос и к нему ведет улица с таким же названием Calle los Guios.
К черному песку здесь добавились черные округлые крупные камни, и обрывающиеся в воду скалы.
В день нашего знакомства океан был разгневан и обрушивал на песок все свое недовольство. На пляже был не просто поднят красный флаг, а была натянута бело-красная ленточка, запрещающая туда заходить. Пару дней спустя, когда стихия поутихла, на пляже наблюдался небольшой прибой, который поднимал со дна черные песчинки, удивительным образом окрашивая воду у берега в коричневатые тона, абсолютно несвойственные океану.
Самым же пригодным для купания нам показался “природный бассейн”.
Гениальное изобретение жителей Тенерифе, позволяющее купаться даже при неблагоприятных условиях. Скалы и застывшая лава образовали своеобразную огромную ванну, которую дополнили бетонным бортиком, сделав ее еще более безопасной.
Океанские волны разбиваются об эту преграду и обрушиваются в бассейн в виде множества пузырьков пены.
Ощущения просто потрясающие. Грозные волны совсем рядом, видно как они накатывают и нарастают, слышен их рокот, при этом ты в абсолютной безопасности. Когда же они обрушиваются в бассейн – то вода вспенивается, окружая множеством маленьких пузырьков. На бортик можно подняться и постоять или посидеть, пока волны не столкнут тебя в воду.
Такое ощущение, что природа пыталась нивелировать разницу между ее природными творениями в виде застывшей лавы и скалами и чужеродным бетоном. Весь бортик покрыт морской растительностью, напоминающей мох. На ощупь это нечто чрезвычайно приятное и бархатистое. Мест чтобы загорать здесь немного – это небольшая каменная площадка и скалы.
Купальня находится в стороне от дорог, и знают о ней немногие. Небольшая парковка для машин и указатель “Природный бассейн” дальше по улице под названием Магнолия к калитке, за которой виден океан.
Со скалы к бассейну ведет лестница, на пролете которой можно посидеть на скамейке и насладиться потрясающими видами. За безопасностью на острове следят нешуточно. Как только стражам порядка кажется, что волны слишком большие, они закрывают заветную калитку на ключ.
Пешком сюда проще всего попасть из Пуэрто де Сантьяго с улицы Calle la Hondura, спустившись по лестнице, затем вниз вдоль каменной стены и снова лестница.
На верху последней - отличная смотровая площадка. Виды…
К информации о Лос Гигантес стоит добавить о корабликах, отправляющихся из порта на пляж Маска и в трехчасовое плавание в поисках дельфинов и китов. Кроме того здесь можно наблюдать закаты (западная часть острова).
Как встает солнце запечатлеть невозможно. Это происходит за горами, а свидетельством этого служат лишь розоватые отблески в облаках.
Маршрут первого дня напоминал треугольник, одним углом в котором был наш Пуэрто де Сантьяго, вторым – городок Гарачико, а третьим - Мыс Тено. Серпантин начинается практически сразу, как только начинаешь удаляться от побережья,
а нам на другую сторону хребта.
Над всем возвышается Тейде.
Серпантин к слову достаточно сносный, позволявший поддерживать скорость в 40, а местами даже в 60 километров. В районе населенного пункта Тамайма мы выехали на трассу TF82, которая хоть и была достаточно извилистой, но не вызывала сложностей. Более крутые повороты вновь пошли на серпантине, ведущем непосредственно к городу Гарачико (TF421).
Эту дорогу теперь можно назвать абсолютно спокойной и безопасной, по сравнению с выбранной на обратный путь. Но это мы поняли спустя несколько часов.
Достигнув Гарачико и оставив машину на парковке у океана, мы направились осматривать городок. Первым наше внимание привлек океан. Он был крайне неспокоен, и мы наслаждались видом волн.
Стихия, радовавшая взгляд разрушила наши планы. Приступить к осмотру города мы планировали после купания. Для этих целей были выбраны природные бассейны El Caleton.
Предпосылки для их появления возникли в 1706 году, когда произошло разрушительное извержение вулкана, а лава, поглотив город, вылилась в океан. Ее остывшие потоки, обработанные морским прибоем, создали бухты и природные бассейны разных форм и размеров. Уже в двадцатом веке природное творение доработали люди, установив лесенки и сделав дорожки.
Выглядит все это нереально живописно. Из палитры цветов участвуют всего три, но их сочетание смотрится потрясающе. Голубой – океан, переходящий в небо на линии горизонта, черный – лавовые скалы и белый – пена прибоя и края дорожек.
Спуститься к купальням без нарушения закона не представлялось возможным. Полицейские навязали ленточек, запрещающих проход во всех возможных местах.
Они посчитали, что из-за сильного волнения океана опасно ни только купание в бухточках, а и прогулки по дорожкам, с которых может смыть волной.
Наши сомнения по поводу купания, терзавшие нас перед отъездом стали приобретать вполне реальные очертания. Перед пляжем в Лос Гигантесе – запрещающие ленты, здесь тоже, купальня и вовсе закрыта на ключ. Мы терялись в догадках. То ли действительно местные власти напуганы волнами, то ли всему причиной медузы, под названием Португальский кораблик. О том, что эти твари подошли к берегам Тенерифе, и что из-за них закрыты пляжи, мы читали перед отъездом. Местные жители, не могли нам ничего пояснить – языковой барьер (они практически не говорят по-английски, мы – еще хуже знаем испанский). Прояснилось лишь спустя день, когда на одном из пляжей спасатель объяснил, что всему причиной шторм.
Вернемся к Гарочико. Сегодня природные бассейны располагаются на месте залива, куда заходили суда. Город был главным портом острова. Основанный в конце пятнадцатого века своего расцвета он достиг в шестнадцатом, когда сюда приходили суда с товарами из Африки и Нового Света. Город богател, здесь строились самые дорогие дома и жили небедные люди. Деньги привлекали пиратов, от которых город вынужден был защищаться. Для обороны со стороны моря был построен Форт Сан Мигель.
Толстые каменные стены устояли и не были разрушены потоком лавы в 1706 году во время извержения, уничтожившего город. То что не смогла сделать лава довершило время и забытье. После извержения город медленно отстраивался и восстанавливался, но большим портом ему снова стать не удалось. Залив был залит лавой и из большой гавани превратился в небольшую бухту, пригодную для рыбацких лодок и небольших судов. Благополучие покинуло город, а бастион стал не нужен. Он стоял бесхозный и постепенно разрушался. Восстановительные работы начали в 1967 году. Сам Старый порт после извержения был видоизменен и приспособлен для более скромных нужд. На его территории сохранились складские помещения для хранения товаров.
Потоки лавы практически уничтожили город. Сохранилось совсем немного. Уцелели ворота, через которые люди и товары попадали в город.
Это Пуэрто де Терра (что перевести можно как Ворота на землю). Вокруг ворот разбили сад, который террасами поднимается на скалу.
На самом верху стоит обелиск, установленный к трехсотлетию извержения, и открывается вид на город.
Над Гарачико доминирует церковь Святой Анны.
Построенная в период между 1532 и 1542 годами она была почти полностью разрушена лавовым потоком. Перестраивали ее уже в начале восемнадцатого века. Перед церковью площадь Свободы. Здесь можно найти Музыкальный павильон (популярное строение для городов Тенерифе)
и монастырь Святого Франциска с церковью Богоматери ангелов.
Заложены они были еще в 1524 году, но оригинальные строения не пережили извержение. Перед нами уже более поздние постройки. Монастырь не действующий, превращен в Дом культуры. Здесь библиотека, архив и выставка старых фотографий, раковин, минералов. Интересна архитектура внутреннего дворика.
С огромным удовольствием мы прогулялись по узким улочкам, разглядывая незатейливую архитектуру зданий,
главным украшением которых являются балконы, окна, дверные проемы и внутренние дворики.
Следующим пунктом программы был маленький город Лос Силос. Дома лезли на холм, и мы последовали туда же, воспользовавшись улицей-лестницей. Вид сверху на город и океан.
Затем на главную площадь с белоснежной церковью и уже привычным Музыкальным павильоном.
Дома в традиционном канарском стиле плотно жались друг к другу образовывая улицы.
Шикарные особняки соседствовали с крошечными очаровательными жилищами.
Один вообще напомнил домик дядюшки Тыквы из Чиполлино.
Далее мы отправились к Мысу Тено – западной оконечности острова. Попасть туда можно по “опасной” дороге. К слову в отчетах информация была противоречивая от ужасной до хорошей. Мы склонялись верить людям, не драматизировавшим на этот счет. Так оно и было на самом деле. Опасность дороги заключается в камнях, слетающих со скал, стоящих вдоль нее. Сильные ветра, обычные для этих мест усиливают вероятность обвалов, а местные власти вместо того чтобы разместить укрепляющие сетки, повесили объявления на разных языках: дорога опасная, возможны обвалы, дальнейший проезд на свой страх и риск. Согласитесь, подобные предостережения добавляют драйва. Теперь к дороге – проходит она между скалами и океаном.
Есть небольшой участок серпантина, неосвещенный туннель, покрытие асфальтовое. Опасность реально представляют только камни, которые могут сорваться сверху.
То что это вполне реально, мы видели по осколкам лобового стекла на дороге и россыпи камней. Удивляли пешеходы, которые преодолевали километры опасного маршрута пешком (видимо так им казалось менее рискованно).
Сопровождаемые потрясающими видами,
мы достигли парковки у маяка.
Рискнувших прокатными авто, (проезд по этой дороге не страховой случай) оказалось немало.
Большинство приехавших, ограничиваются подходом к маяку.
Мы же пошли по тропе по скалам вдоль океана.
Такие тропы идут направо и налево, мы выбрали левую (если стоять лицом к маяку).
Удивило буйство красок.
Мы шли в сторону Лос Гигантеса. Отсюда уже знакомы нам скалы выглядели еще более внушительными.
Волны ударявшие в них образовывали воронки и огромные вспененные участки.
Меняется освещение, сменяют друг друга пейзажи – наслаждаться эти можно бесконечно. На тропе мы встречаем лишь несколько рыбаков, возвращающихся с уловом.
В непосредственной близости от маяка поверх лавового грунта проложены деревянные дорожки.
Живописно и удобно.
Ведут они к купальне, точнее каменному парапету с лесенкой для спуска. Учитывая волны, ветер и температуру воздуха градусов в семнадцать и вероятность встретить медуз – купаться не хотелось. При другом раскладе, купание здесь вполне реально. Кроме каменного спуска в воду, есть небольшая бухта, укрываемая от волн грядой камней, вполне безопасно получается.
Около трех часов мы прогуляли на мысе, место словно созданное для созерцания. К слову доступ на маяк закрыт.
Ветер усиливался и просто сдувал с ног. Прилетевший вертолет, раз пять заходил на посадку, но так и не смог приземлиться.
Мы вспомнили про дорогу и срываемые ветром камни и заспешили к дому. Чтобы не повторяться и насладиться новыми видами мы выбрали дорогу мимо деревни Маска (TF346). Когда мы свернули на эту трассу, то из окна встречного авто нам что-то по-испански кричали. Что имел в виду этот абориген, мы поняли через несколько десятков минут. Поначалу все было нормально. Мы поднимались по серпантину, было пасмурно и огорчало отсутствие солнца, что делало виды не столь эффектными.
По мере подъема становилось все темней. Мы въезжали в тучу. Развернуться на серпентине шириной в полторы полосы и крайне незначительной видимости возможности не представлялось. Мы продолжали движение наверх в серой гуще тумана. Остановка на смотровой площадке служила нам скорее коротким отдыхом, чем попыткой насладиться пейзажами.
Ветер был такой силы, что раскачивал машину. Нам ничего не оставалось, как продолжать движение. В Маске светило солнышко, но было очевидно, что мы просто вырвались из тучи и она вскоре нас накроет.
Мы спешили. От Маски серпантин стал еще сложнее: полторы полосы, большой градиент – излишне говорить, что больше на площадках для фотографий мы больше не останавливались. Мы выдохнули, выскочив на более широкую дорогу, и стали спускаться к океану, над которым было почти безоблачно, а солнце клонилось к закату.