Собор Святого Стефана (Stephansdom)

История строительства

Главный храм Вены сегодня стоит в самом центре города. Когда был заложен первый камень в основание романской церкви в 1137 году, место это находилось за пределами города. Церковь построили за десять лет и осветили в 1147 году в честь Святого Стефана. Постройка не была первым культовым строением на этом месте, в девятом веке здесь стояла часовня, стены которой недавно были обнаружены под храмом.

Святой Стефан – первомученник, в честь которого освятили храм, был первым, кто принял смерть за Христианскую веру. Смерть была жестокой – его на смерть забили камнями у стен Иерусалима между 33 и 36 годами. Так что когда увидите скульптуру святого с камнями в руках – не сомневайтесь – это Святой Стефан.

Церковь погибла в огне во время пожара, а в 1263 году освятили второй романский храм, возведенный на месте первого. Рудольф IV в 1359 году закладывает первый камень в фундамент нового, значительно превосходящего по размерам готического храма. От романской церкви большей частью сохранились “Исполинские врата” – главный вход в церковь.

Итак, главный вход служил для входа правителей и очень знатных особ. Простые смертные в храм заходили через два других входа: женский и мужской. В старину женщины и мужчины молились отдельно, так что два разных входа вполне логичны. Справа был вход для мужчин, а слева для женщин. Тем, кто путает право и лево, можно ориентироваться по башням. Женский был со стороны Северной башни, его обозначает статуя Девы Марии.

Огромные средства, необходимые на возведение сооружения собирались горожанами. В средние века, считалось, что жертвовать на церковь нужно много, так много, сколько можешь, и лишь тогда ты спасешься. Не удивительно, что богатые люди после своей смерти оставляли все свое состояние не наследникам, а церкви. Наследства, завещания и пожертвования текли рекой на строительство собора. Средств  хватало, но работы велись медленно. К 1440 году возвели стены (их строили снаружи старых, и лишь после завершения новой постройки приступили к разбору старой) и крышу. В 1459 году собор описывали как самый большой храм во всей центральной Европе. Рост вверх Южной башни завершился в 1433 году на отметке 136,4 метра. В 1450 году было начато строительство Северной башни, которая должна была стать точной копией южной. Ее возведение прекратилось  в 1511 году, когда финансирование стало скудным, а времена трудными. Так она и осталась недостроенной по сей день. Ее высота в два раза меньше соседки и она едва превышает 68 метров. Правда существует легенда, рассказывающая нам, что когда то так и было, и башни были одинаковыми. Согласно этой сказке мастер, который руководил работами по строительству башни, продал душу Дьяволу, чтобы тот поспособствовал быстрейшему завершению работ. Когда тот помог, строитель отказался выполнять свои обязательства и разозленный Дьявол разрушил половину башни.

 Можно подняться на обе башни. На южную башню  ведут 343 ступени. Башня играла важную роль в жизни города. Во время военной угрозы на ней дежурили стражники, отслеживавшие сверху передвижения противника. В мирное время на ней проводилось дежурство другого рода – следили за возгораниями и начинавшимися пожарами. В средние века, когда весь город мог быть уничтожен от возгорания одного дома, раннее реагирование было особенно важным. Колокольный звон с башни оповещал о радостных событиях и несчастьях. В городе Южную башню любовно называли “Steffl” - Стефль.

Если уж речь зашла о цифрах, то необходимо сказать о характеристиках самого храма: длина 107,2 метра, ширина 34,2 метра.

Многовековая история храма отразилась на его облике. К началу девятнадцатого века он настолько обветшал и был запущен, что представлял собой жалкое зрелище. В середине девятнадцатого века наблюдается интерес к памятникам старины и на этой волне храм начали реставрировать. При этих работах максимально старались сохранить его средневековый готический облик.

Самый большой ущерб собору нанесла Вторая Мировая война, причем ее последние дни. Пожар разрушил крышу. Пять лет ушло на ее восстановление. Уже несколько десятилетий Собор Святого Стефана реставрируют. Возвращают первоначальный облик отдельным фрагментам здания. Как раньше храм строили на пожертвования, так и сегодня его сохраняют для потомков на добровольные взносы.

Западный фасад.

Самая старая  и исторически интересная часть храма. Это главный вход в собор и его портал. В облике фасада перекликаются романский и готический  стили в архитектуре. Хоть фасад и перестраивался в 15 веке, но в портале присутствуют и круглые, и стрельчатые арки. Интерес представляют две башни – двойняшки. Близнецами их назвать сложно, так как их высота различна. Высота правой - 65,3 метра, а левой 66,3, хотя при взгляде на собор разница не заметна. Башни эти называют Романскими или Языческими. Их венчают образы Святого Стефана и Святого Лаврентия. Силуэты святых на верхушках башен выполнены из толстых медных пластинок.

Главный вход в храм, которым сегодня пользуются все, раньше его открывали лишь для королевских особ. Встречаются разные его названия  “Большие врата” или “ Исполинские врата” или “Врата Гигантов”, но смысл один – громадный размер. Они были построены  в период между 1230 и 1250 годами. Существует несколько легенд, связанных с названием ворот. Начнем с самой забавной: ворота помогали строить гиганты или великаны, а когда они закончили работать, то пришли в храм креститься. Следующая версия опирается на события, имевшие место быть. В пятнадцатом веке, когда начали делать фундамент для Северной башни, то обнаружили кости доисторического животного – мамонта. Кости были огромны. Одну из таких громадных костей повесили над входом, где она и провисела в течение нескольких веков (до 18 века). То, что название ворот произошло от кости над входом – сомнительно.

Среди скульптурного убранства стоит особенно выделить три большие статуи под галереей, соединяющей башни. Это Святые Стефан и Лаврентий, а также  архангел Михаил. Еще в девятнадцатом веке сильно пострадавшие скульптуры сняли и заменили копиями. Подлинники поместили в музей. Какого было удивление реставраторов, недавно закончивших реставрацию главного портала, когда они обнаружили, что копии подверглись тем же самым повреждениям, что и оригиналы.

Привлекают внимание и часы, особенно с образом смерти, выполненные из запеченного стекла в 19 веке. Они и астрономические часы заняли место средневековых окон – розеток, которые здесь были изначально.

Сегодня западный фасад такой светлый и полностью отреставрированный предстает пред нами во всей красе. Несколько лет кропотливых трудов реставраторов завершены. Удивительно, но для замены старых тесаных камней, долго искали карьер, с залежами известняка того же возраста, что использовались для строительства собора. Материал должен был иметь те же характеристики, что и оригинальные камни, чтобы органично и надолго вписаться в облик собора.

Крыша.

Одна из самых ярких и запоминающихся частей храма – это его крыша. Огромная и разноцветная, она так и привлекает взгляды. Крыша собора, практически в том виде, котором мы ее можем видеть сегодня, была построена в 1440 году. Ее огромная площадь подвергалась огромным нагрузкам во время дождя и снега, чтобы избежать разрушения ее и сделали такой острой, чтобы снег соскальзывал по черепицам вниз. Деревянная (из лиственницы) крыша была покрыта черепичными плитками. Тогда они были красного цвета, что не выбивалось из общего цвета крыш города и гармонировало со строгими формами готического храма. История узорных черепичных крыш уходит корнями в средневековье. Узоры, надписи и даты – украшали в основном главные строения города – ратуши и соборы. Подобная облицовка крыш была делом дорогостоящим, достаточно сказать, что тогда многие дома были покрыты и вовсе соломой. Точную дату возникновения узоров на крыше собора Святого Стефана историки назвать не могут, но уже к концу пятнадцатого века – крыши покрыты орнаментом из разных оттенков красного. Со временем в рисунки добавлялись новые цвета и линии. На сегодняшний день крыша собора покрыта 230 тысячами глазурованных керамических плиток. Их форма напоминает форму “бобрового хвоста”. Из этих “хвостиков” выложены панно с гербами Австрии и Венгрии (1950 год) и герб с двуглавым орлом. Кроме того кровля покрыта разноцветным орнаментом. Крыша неоднократно повреждалась и обновлялась. Ее перекладывали после землетрясения 1590 года и турецкой осады 1683. Еще раз ее покрыли в 1831 году, тогда на ней и появился двуглавый орел. Полностью покрыть крышу пришлось после ее обрушения во время пожара 1945 года. Полная утрата крыши потребовала ее восстановления. Вместо деревянных стропил решено было установить металлические. На новых скатах уложили черепицу. Дату окончания работ можно видеть тут же на панно с гербом – это цифры 1950. Лучше всего крышу разглядывать с башни собора.

Колокола.

Трудно сегодня представить храм без колокольного звона. Историки считают, что первые колокола появились в Китае еще в двенадцатом веке до нашей эры. Путешествуя по миру,  они добрались и до Европы, где впервые появляются в монастырях в шестом веке. К двенадцатому веку колокола распространены в Европе повсеместно. Их голоса раздаются из церквей, призывая к молитве и оповещая о крещении или смерти. Кроме того у колоколов была и вполне “мирская” обязанность – оповещать о беде, пожаре, наводнениях, нападениях, а также отмерять время. Наивысшей точки в искусстве литья колоколов достигли на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков. Тогда создавали большие колокола с чистым звуком, украшенные надписями и орнаментами.

Были колокола и на соборе Святого Стефана. Сохранились документальные упоминания об их отливке в тринадцатом, четырнадцатом и пятнадцатых веках. Они погибали в огне во время пожара, падали и раскалывались, но снова отливались и занимали место утраченных. Так к девятнадцатому веку все четыре башни собора выступали колокольнями, каждая со своим набором колоколов. Часть из них уцелела после пожара в 1945 году, а часть была отлита заново. Колокола имеют свои имена, которые отражают их первоначальные функции. “Пожарный” колокол  звучал, если в городе было замечено пламя, часовые колокола, отсчитывавшие время, “Колокол бедных душ” оповещавший о заупокойной службе, “Пивной колол”, оповещавший о закрытие пивных.  Самый известный колокол собора – Пуммерин. Значение этого колокола для жителей Вены трудно переоценить. Это символ свободы и борьбы за нее. Отлили колокол в 1711 году по поводу избавления от турецкой осады 1683 года. Огромный колокол весом двадцать одна тонна был отлит  из трофейных пушек, оставленных турками. Материал подходил для колокола как нельзя лучше, в то время и колокола и пушки лили из одного и того же материала – бронзы (сплав меди и олова). Колокол поместили на южную башню, где он звучал только по особенным случаям (несколько раз в году).

В результате разрушительного пожара 1945 года,  колокол упал и разбился. Его осколки были собраны, к ним добавили еще металла и отлили копию Пуммерина. В 1952 году он занял место на северной башне. На настоящий момент – это второй по величине колокол Европы и седьмой в мире. Как и раньше, он вступает в дело лишь несколько раз в году. Услышать его можно в новогоднюю ночь.

Окна

Трудно было бы ожидать, чтобы собор после таких повреждений смог сохранить старинные витражи. Тем ни менее чудо свершилось и пять окон за главным алтарем  были созданы в средние века. Это очередной рассказ в картинках на библейские темы. Остальные окна не так интересны, многие представляют собой вертикальные полосы стекла разных цветов. Свет проходящий сквозь них эффектно освещает готические своды. В пасмурную погоду храм погружен в полумрак, так что лучше его разглядывать в погожий день. В солнечную погоду виден еще один интересный момент – через маленькие мансардные окна крыши в храм врываются столпы солнечных лучей. Возникает удивительный эффект акцентированной подсветки предметов и полос света, пронизывающих внутреннее помещение.

Крипта

Площадь перед собором в прямом смысле построена на человеческих костях. С древних времен вокруг собора велись захоронения. В средневековье к смерти было иное отношение. Считалось очень важным быть похороненным если уж не в самом соборе (а такой чести удостаивались немногие), то хотя бы как можно ближе к нему. Так сказать “в тени храма”. Не удивительно, что многие могилы, были прямо у стен. Первые упоминания о кладбище датируют серединой тринадцатого века. В шестнадцатом веке погребения ненадолго были прекращены. Причиной тому послужил ужасный запах, наполнявший храм, возникающий из-за разложения тел закопанных на незначительную глубину. Но запрет на захоронения продлился недолго. Окончательно кладбище вокруг собора прекратило свое существование в 1732 году. Кости переносят в  “новые катакомбы” – подземные захоронения. “Старые катакомбы” были созданы еще в четырнадцатом веке под храмом. Там хоронили королевских особ и высшее духовенство. Образовалось несколько крипт: епископские и герцогский склеп. В последнем можно увидеть около семидесяти сосудов с внутренними органами Габсбургов. Останки правителей поделили между собой три храма Вены. В церкви Капуцинов захоронили тела, в церкви Св. Августина – тела, а в Кафедральном соборе – внутренние органы.

“Новые катакомбы” предназначались для простых людей. Очевидно, что к их погребению относились совершенно другим образом. Выкапывались отсеки на сотни тел, туда их складывали по триста - четыреста. Когда отсек наполнялся, то его засыпали и приступали к новому. Так за шестьдесят лет захоронений в новых катакомбах, которые расположены под площадью собора было погребено одиннадцать тысяч человек. Удивительно, но к таким простым людям относили и великих архитекторов: подобным образом был захоронен и Фон Хильдебрандт и Фон Эрлах. Моцарт, кстати, был тоже погребен в общей могиле, только не в катакомбах, а на кладбище, в Соборе Святого Стефана с ним прощались в 1791 году.  

Справа от собора белыми камнями выложены контуры часовни, которая стояла посреди кладбища, ныне площади, и в ней отпевали усопших. Часовня Святой Магдалины была снесена в восемнадцатом веке. Кладбища к тому времени уже не было, а часовня сильно пострадала от пожара и ее не стали восстанавливать.

Интерьер

Собор состоит из трех нефов. Главный неф посвящен Христу и всем святым, южный (апостольский) – апостолам, северный (женский) – Богоматери. Готические колонны поддерживают своды. Внутри двадцать алтарей и самый большой и богато украшенный – главный. Внутри храм полон готических скульптур. Аллегорический смысл большинства из них нам сегодня не понятен, зато был ясен средневековым прихожанам. Готическую строгость собора дополняют украшения в стиле барокко.