Севильский собор и Хиральда (La Catedral La Giralda)

“Давайте построим такую церковь, чтобы увидевшие это каменное сооружение, сочли нас безумцами”.  Амбициозный план удалось воплотить в жизнь. Сегодня Севильский собор – самый большой в Испании, и третий по величине храм в Мире.

Немного истории: во времена исламского владычества, когда у власти находилась династия Альмохадов,  Севилья становится столицей королевства. Халиф Абу Якуб в 1172 году приказывает строить главную мечеть города. Чтобы освободить место для столь грандиозного строения, сносят несколько домов. Архитектором выступил Ахмед ибн Басу. Правитель был настолько вовлечен в процесс, что контролировал строительство лично. На стройке он был практически ежедневно.  Работы завершились в 1198 году, и сооружение впечатляло своими размерами. Мечетью оно прекратило быть в 1248 году. После двухлетней осады, христианское войско под предводительством короля Фердинанда III (Святого) отвоевало город. Мечети стали заменяться христианскими храмами. Главную мечеть начали адаптировать для проведения христианских обрядов. Для этого, прямо в существующем здании возводили капеллы и украшали стены фресками и картинами. Появлялись и скульптурные украшения. (Позднее, некоторые были перенесены в готический собор). Продолжалось это до 1401 года, когда состоялось собрание духовенства, на котором и было принято амбициозное решение. Возможно, огромные размеры мечети и сподвигли христиан на подобное.  Строить решили на месте мечети, заложив фундамент по периметру. По мере возведения храма, мечеть разрушали (заодно, используя появлявшиеся строительные материалы). От мавров, в результате, остался лишь внутренний дворик – апельсиновый дворик. Раньше он служил для обряда омовения перед входом в мечеть для молитвы. Сохранилась и часть минарета, позже превращенного в колокольню. Сегодня эта башня Хиральда – символ Севильи.

Готический храм на месте мечети возводили с небывалой быстротой. Всего семьдесят лет понадобилось на возведение готических сводов. К 1506 году строительство было завершено. Еще четыре века производились различные работы, результаты которых мы можем оценить сегодня.

Немного цифр: длина 126 метров, ширина 83 метра, высота самой высокой точки храма 56 метров, высота колокольни 97,5 метров, 5 нефов.

Без того немаленькую площадь собора увеличивают ограждения в виде столбиков с цепями. Они определяют территорию, принадлежащую церкви. Ограждение это появилось в 1572 году. Тогда совет церкви принял решение оградить храм цепью. Таким образом, священнослужители пытались избавиться от толп купцов, торгашей и менял. В далекие времена, когда готического собора еще и не было, возле мечети собирался простой люд, который пытался наняться на работу. Позже здесь стали совершаться и торговые сделки. В ненастную погоду торговля перебиралась под своды храма. К шестнадцатому веку, когда город был на подъеме, торговцев у храма собиралась огромная толпа. Церковь решила прекратить это и оградить храм от людской суеты. Изгнанным купцам, власти города построили Торговую биржу.

 Общеизвестно, что преступники укрывались от правосудия в стенах церкви. Территория Севильского собора ограничивалась цепями. Так что чтобы избежать правосудия не было необходимости входить в храм, достаточно было оказаться за заграждением. Говорят, что этот обычай в Севилье существовал еще совсем недавно.

Для входа в собор было построено девять ворот, двое из которых ведут из внутреннего дворика. Самые старые и пожалуй самые интересные ворота Прощения. Через них можно попасть в Апельсиновый дворик. Ворота были здесь еще при маврах. С тех времен сохранились два дверных молотка. О исламском владычестве напоминают  и узоры – арабская вязь, и 880 надписей из корана. Скульптуры изображают святых апостолов Петра и Павла. Они выполнены Мигелем Флорентийцем. Сверху барельеф, изображающий высылку торговцев от храма.  Дальше по старшинству. Пятнадцатым веком датируют Крещенские и Рождественские ворота. Ворота Звонницы и Столбовые ворота – уже шестнадцатый век. Декор создавался все тем же Мигелем Флорентийцем. Успенские ворота и ворота Святого Христофора  созданы совсем недавно – девятнадцатое столетие. Изображение Святого  Христофора находится  рядом с воротами, отсюда и название. Для церквей Испании характерно, чтобы картина или скульптура этого святого была рядом с входом. Христофор оберегает от насильственной смерти.Говорят, что тот кто увидит Святого Христофора, в этот день не станет жертвой. В Соборе Севильи хранится самое большое изображение Святого в Мире. Еще эти ворота называют Воротами Принца. Дело в том, что этим входом пользуются члены королевской семьи при посещении храма.   Ну и наконец,  Восточные ворота – век двадцатый. Еще во внутреннем дворике есть ворота Ящера. Название ворота получили из-за необычного объекта, который перед ними висит. Это крокодил. Не живой конечно, а из дерева. Выполнен он был в шестнадцатом веке неизвестным мастером. Деревянный крокодил заменил чучело, провисевшее здесь несколько веков. Легенда гласит, что в 1260 году Султан Египта прислал к королю Альфонсу X послов. Послы приехали  просить для султана руки дочери короля. Привезли они с собой множество подарков, среди которых и был живой крокодил. Король отказал в просьбе и отправил послов со словами благодарности назад. Из крокодила же сделали чучело и повесели в Апельсиновом дворике.

Внутреннее убранство храма просто ошеломляет. Здесь очевидно, что Севилья была богата и не жалела средств на украшение своего собора. Дневной свет проникает в храм через цветные стеклышки витражей.  Сто тридцать восемь витражных пано. В соборе можно проследить всю историю техники витражей на Пиренейском полуострове с 15 по 20 века. Самые старые образцы можно найти в западном нефе. Их семнадцать и создавали эти витражи с 1478 по 1483 годы. Коллекция Севильского собора самая большая и лучше всего сохранившаяся в Испании.

В храме хранится множество предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Без этой реликвии возникновение храма было бы невозможным. Речь идет о флаге. Знамя, с которым Фердинанд III вошел в город бережно сохранено и выставлено в соборе. В ризнице хранится Ключ от города, врученный маврами королю в день сдачи города. На ключе можно разглядеть арабскую надпись. “Да дарует Аллах вечное господство ислама в этом городе” – пророчество не сбылось.

 

 

Главная Часовня

Располагается в центральном нефе. Это самая ценная и главная часовня. Для ее создания были приглашены все лучшие мастера того времени. Она представляет собой своеобразный храм в храме. За великолепной позолоченной решеткой в стиле “платереско”  спрятан Алтарь. Это самый большой алтарь в Мире. Высота -27,8 метров, а ширина – 18,2 метра.  В нишах ретабло (испанский вариант алтарного образа) можно увидеть около тысячи фигурок, вырезанных из дерева и покрытых позолотой. Они задействованы в сорока четырех сценах Ветхого и Нового завета. Центральное место занимает скульптура Богоматери Седской (готика, XIV век).Шедевр этот создавался пол века с 1482 года по 1533. Хоть над его воплощением и трудилось множество мастеров, замысел принадлежит Пьеру Данкару. 

Хоры

Место, где располагаются духовенство и певчие расположили напротив Главного Алтаря. Попадая внутрь оказываешься в окружение резного дерева. Речь идет о стульях. Их 114.Все они выполнены из сосны и украшены резьбой. На спинках можно увидеть изображение Хиральды, так как она выглядела в 15 веке. Выделяется кресло Епископа с гербом на спинке. В центре – место для книги с церковными гимнами. Выполнено оно из дерева и украшена бронзой. Все дополняет орган семнадцатого столетия.

Королевская часовня

Была создана в 1575 году. В часовне хранится прах королевских особ. Останки Фердинанда  III (Святого) покоятся  в серебряной раке. Над ней алтарь, украшенный статуей Богоматери Королевской (покровительницы города). Скульптура выполнена в XIII веке. Каждый год 15 августа ранним утром из храма выходит процессия . Они обносят скульптуру вокруг храма, в сопровождении людей, пришедших поклониться святыне. Три желания, загаданные в этот момент, Богоматерь исполнит (поверье).

Также в часовне хранятся прах Альфонса X и его матери, в крипте – короля Педро I (Жестокого).

В соборе вы найдете еще множество часовен, большинство из которых были созданы на деньги общин. Не жалели общины денег на украшение. Живописные полотна являются настоящими шедеврами. Здесь и творения Мурильо и Сурбарана, Леаля и Гойи. Гойя приезжал в Севилью для создания своего полотна “Святые Руфина и Юста”. Ему необходимо было писать с натуры. Естественно позировали не давно умершие святые, а Хиральда. Знаменитая башня – символ города  отчетливо видна на заднем плане. Что касается святых сестер, то вы найдете несколько их изображений в храме. Юсту и Руфину почитают как покровительниц города. Они здесь жили в третьем веке и приняли мученическую смерть за христианскую веру. Сестры продавали посуду из глины, которую сами делали. Язычники попытались их заставить поклоняться своей богине. Сестры отказались. Тогда иноверцы разбили всю посуду сестер. В ответ Юста с Руфиной разбили языческое божество. За это их ждала смерть.  Полотно Гойи можно увидеть в пресвитерской Святой чаши.

Саркофаг Христофора Колумба

Пожалуй правильно будет сказать, что в соборе находится надгробный памятник великому мореплавателю. Прах же его где-то в другом месте. Это уже достоверно известно. Севильский собор провел экспертизу ДНК останков покоящихся в соборе и останков его сына, который похоронен здесь же. Оказалось, что в саркофаге прах совершенно другого человека. Как же такое могло произойти. Дело в том, что великий мореплаватель путешествовал после смерти не меньше чем при жизни. Начнем с того, что в завещании он упомянул, что быть похороненным в Испании быть не хочет.Не смотря, на его нежелание похоронили его в Севилье. Затем, решив исполнить его волю прах перевезли в Санто-Доминго, затем в Гавану и вернули в Севилью. В результате, в пути прах где-то затерялся, или откуда то его просто не увозили. В результате, сегодня несколько мест в мире претендует на обладание прахом путешественника. Однако, Севилья – место с которым у Колумба было много связано. Отсюда он отправлялся в экспедиции, здесь он умер. Испания и Севилья многим обязаны первооткрывателю. Говорят, что даже крест на соборе был сделан из золота, привезенного в результате первой экспедиции. Процветание Севильи в шестнадцатом столетии и богатство церкви – это тоже его заслуги. Вернемся к надгробию. Располагается оно у Ворот Святого Христофора. Четыре короля Испанских королевств (Кастилья, Наварра, Леон, Арагон) несут саркофаг. В соборе надгробный памятник установили в 1902 году. Выполнен он Артуро Мелида.

Библиотека Христофора Колумба

Основана в 1551 году. После смерти сын Христофора Колумба завещал свою библиотеку собору. Там оказались древние манускрипты, карты, дневники мореплавателя, его письма. Сам Доминго Колон был погребен в Севильском соборе.

Хиральда

Одна из красивейших башен в мире является символом Севильи. Возникла она как минарет главной мечети. В 1184 году архитектор Ахмед ибн Басу руководит строительством фундамента. Когда копали для него котлован, то наткнулись на древние стены, еще римской постройки. Камни эти и использовали для возведения фундамента. Так что башня стоит на римском основании. Архитектор успел до своей смерти возвести лишь несколько метров стен из тесанного камня. В 1188 году новый зодчий продолжает строительство, но уже не из камня, а из обоженного кирпича. Минарет квадратный в основании шириной 14 метров и в высоту 65 метров, служил также дозорной башней. Внутри башни сохранились семь помещений, которые использовались охранниками. Наверх вели 34 наклонные поверхности. Как известно, муэдзин сверху созывает православных на молитву. Существует легенда, что преклонный возраст муэдзина отразился на архитектуре минарета. Чтобы облегчить ему подъем на верх, традиционные ступени были заменены наклонными пролетами. Старец поднимался по ним на лошади, хотя и пешком такие наклонные плоскости преодолеваются легче чем ступени.

                В 1195 году мусульмане одержали победу над войском Альфонсо VIII. В честь этой победы султан приказывает украсить минарет четырьмя медными шарами. Шары эти в народе называли яблоками. Были они позолочены. Существует несколько версий одна неправдоподобней другой о количестве золота ушедшего на позолоту шаров. Они были разных диаметров. Стояли шары друг на друге, внизу самый большой, а наверху самый маленький. Данных о их размерах не сохранилось, но до наших дней дошло описание доставки и установки “яблок”. Нижний шар был настолько велик, что чтобы доставить его в город пришлось расширять городские ворота. Сверкая на солнце, шары были видны за много километров от города.Все работы над минаретом завершились в  1198 году.  

1248 год - мусульманское владычество в Севилье закончилось. Христианский король с войском вот вот войдет в город. Тогда мусульманские правители решили разрушить и мечеть и минарет. Принц Альфонсо узнав про это пригрозил смертной казнью каждому кто дотронется до великолепного сооружения. Это тоже легенда.

Тем ни менее и мечеть и башня сохранились. Разрушили мечеть сами христиани, заменив ее собором. Минарет так и стоял, пока в 1356 году три медных шара обрушились во время землетрясения. Их заменили христианской символикой, а в  1400 году на башне появились первые общественные часы в Испании. В таком виде башня простояла до 1558 года. Тот вид, который мы можем видеть сегодня башня приобрела в 1568 году благодаря архитектору Эрнану Руису. Колокольня достигла в высоту 97,5 метров. Наверху можно видеть фигуру, вращающуюся вокруг своей оси, т. е. – флюгер. Отсюда и появилось название башни Хиральда (от слова крутиться). Фигура олицетворяет Триумф Веры Христовой. На башне сегодня установлена копия, а оригинал можно увидеть внутри собора.После появления на верхушке башни колоссальной бронзовой статуи, поворачивающейся порывами ветра башню стали называть Хиральда. До этого ее называли минарет или башня.

На башню стоит подняться, чтобы насладиться потрясающими видами, открывающимися сверху. (Вход на башню из собора).

Открыт для посещений с октября по март –  будние дни - с 11.00 до 17.00

                                             с апреля по сентябрь –  будние дни – с 9.30 до 16.00

                                                                                          в воскресенье – с 14.30 до 18.00

Стоимость взрослого билета – 8 евро.