Севильский Алькасар (Real Alcazar)

Алькасар не является именем  собственным. Так называли королевские покои вообще. Многие города Андалусии могут похвастаться своим Алькасаром. В Севилье первый замок начали строить в 913 году. Тогда город находился под исламским владычеством, так что стиль сооружения был мавританским. Последующие правители на протяжении веков достраивали и обустраивали дворец, пока их власть на этих землях не закончилась в 1248 году. Христианам, вернувшим себе Севилью, замок понравился, и они решили там  поселиться. Естественно, многое нуждалось в перестройке. От мавританского правления практически ничего в Алькасаре не сохранилось, если не считать фрагментов крепостных укреплений и участков предназначенных для двориков. Не многое осталось и от первых христианских королей, хотя известно, что строили они много. От правления Альфонсо 10 сохранился Алебастровый дворик, а Альфонсо 11 – Зал Правосудия.

Самое интересное и значительное сооружение относят к эпохе Педро I (Жестокого). Стараясь бережно сохранить то, что было создано до него, он возводит настоящий шедевр в стиле мудехар. Да, христианам очень понравился этот стиль. Многое, что построено в Андалусии в этом стиле создавалось совсем не маврами. Вернемся к дворцу Дона Педро. Строили его мастера из Севильи, Гранады и Толедо. Великолепный фасад дворца, открывающийся  из Охотничьего дворика, был создан между 1364 и 1366 годами. Центром всей дворцовой композиции служил Девичий дворик, вокруг которого и формировались покои. Дворец занимал более 2000 метров, а позже еще увеличился за счет более поздних построек. Правителям нравился Алькасар, они жили здесь и старались его достраивать и украшать. Дворцовый ансамбль считают самой старой постоянно используемой королевской резиденцией в мире. И сегодня при посещении Севильи королевские особы селятся здесь.

Осмотр Алькасара начинается от Львиных ворот, прорубленных в зубчатой крепостной стене. Над входом размещено изображение льва. Через Львиный дворик можно пройти к Залу Правосудия. Еще мавры определили это место, как комнату для заседаний. Здесь проходили советы Визиря. Помещение, которое мы можем обнаружить сегодня, было построено  в 1311 году при Альфонсо XI. Зал он использовал как зал суда. Педро I продолжил эту традицию. 

От самых ворот начинается настоящий водоворот из покоев и двориков, переходящих друг в друга. Завораживает внутреннее убранство. Множество деталей узоров, выполненных из гипса, хотя кажется что это резьба по камню. Яркие керамические плитки украшают стены. Мастерам удалось создать неповторимые узоры из дерева и украсить ими потолки. Деревянные потолки сменяются потолками, украшенными лепными  узорами. Яркие цвета сменяются белыми объемными узорами, исламская вязь переходит в готические надписи. Потрясают, изумляют и завораживают детали. Они сами по себе великолепны, но не менее прекрасно то, что получается при соединении этих деталей в общую картину.

Среди всего этого  великолепия  проходили дни властителей. О царственных жильцах воспоминаньями остались названия покоев. Зал Карла V, спальня Изабеллы Католической, Зал Принца (где родился ее единственный сын Хуан) – могли бы рассказать не одну интересную историю. О событиях, происходивших в этих стенах, мы можем только догадываться или судить по легендам, придуманным много позже. Так самую главную часть дворца, центр его общественной жизни называют Девичьим двориком. Легенда рассказывает, что во дворец хану привезли 1000 девушек и во дворе состоялся их просмотр. Не смущает рассказчиков тот факт, что дворик появился значительно позже тех времен, когда здесь жил последний хан. 

Из Девичьего дворика можно попасть в другие помещения дворца: в личные покои и в спальни, в столовую и в Зал Послов. Это самая богата  декорированная комната. Педро Жестокий использовал его в качестве тронного зала. Над его троном возвышался великолепный золотой потолок. Того потолка, который был над Педро мы не увидим, так как он был перестроен в 1427 году Диего Руисом. К украшению этих покоев на протяжении веков предъявлялись особые  требовании. Здесь принимали послов и зарубежных гостей. То что правитель богат и могуществен посетители  должны были понять сразу, войдя в зал. Они должны были быть ошеломлены богатством и роскошью убранства. Так оно видимо и было, сегодня восхищенные вздохи исходят от туристов.

Одним из любимых мест у туристов является Кукольный дворик. Он всегда являлся центром личной жизни дворца. В это небольшое помещение выходят внутренние покои. Помещение выглядит очень изящно и утонченно. Черные и розовые тонкие колоны завершаются резными арками. Свет в помещение попадает сквозь стеклянную крышу, созданную уже в 19 веке.  

Готический дворец, творение уже более позднее, чем Дворец Мудехар (Педро), причем часть помещений сильно пострадала во время Лиссабонского землетрясения 1755 года и была перестроена. Интересные залы можно найти и здесь: Готическая часовня и Зал Гобеленов. Попасть туда можно по лестнице, облицованной яркой керамической плиткой. В Зале Гобеленов или Ковровом представлена экспозиция гобеленов на тему морских сражений. Основная тема – завоевание Туниса. Гобелены были выполнены на королевской мануфактуре Мадрида в середине 18 века. Готическая часовня создана в 1577 году. Алтарь более поздний – 18 век.

Переходя из зала в зал, окружающее великолепие постепенно пресыщает. От вязи, столь изумлявшей, по началу, просто рябит в глазах. Самое время покинуть стены дворца и выйти в сад.

Садам в арабском мире уделялось огромное значение. Значение слова сад приравнивалось к значению слова рай. Создавались сады во внутренних двориках домов и мечетей и естественно в Алькасаре. Сады Алькасара не разочаруют посетителей. На площади 70000 квадратных метров разбито несколько садов, которые созданы в разные эпохи и отражают вкусы и моду того времени. Несмотря на разные стили, все они радуют глаз буйством красок, дарят тень и прохладу (что важно,  ведь  Севилья один из самых жарких городов Испании), услаждают слух пением птиц и журчанием ручейков и струй фонтанов. Они создают атмосферу умиротворения и созерцания.

Пожалуй, из всех садов Алькасара только один создан в мавританском стиле. Это старейший сад –Сад Трои. Он невелик и спрятан средь стен дворца. Его легко отличить по мощению из цветной плитки. В центре сада чаша-фонтан. Галерея сада была создана в 1606 году.

Сад Креста был создан в эпоху правления Филиппа IV. Король был покровителем искусств и очень ценил красоту. При нем создается этот сад в духе того времени. Главную часть сада занимал лабиринт из миртовых растений. В древности мирт символизировал любовь и красоту. К сожалению, лабиринт был утрачен в 1910 году. Его воссоздали на другом участке в 1914 году. Кроме мирта в нем теперь есть и кипарисы. От первоначального Сада Креста сохранился прудик с горкой. Она символизирует гору Парнас (в мифологии там собирались музы и нимфы и пели под аккомпанемент Аполлона).

Самым популярным в жаркие дни является Английский сад. Огромные деревья этого сада дарят посетителям тень. Создан он был в 20 веке. Кроме пальм, дубов и тиса здесь произрастает достаточно редкий имбирь. По лужайкам расхаживают важные павлины и утки, а в кронах деревьев видимо прячется множество птиц. Это можно понять по постоянным звукам песен, самих же певцов практически не видно.

В абсолютно разных участках сада встречаются фрагменты, созданные в стиле мудехар. Ярким экземпляром этого стиля является Павильон Карла V (или Беседка Карла V). Беседка эта использовалась для ужинов жаркими вечерами. Яркая отделка стен, самые красивые потолочные перекрытия во дворце – так утверждают путеводители. Еще они призывают обратить внимание на пол – там должна быть изображена карта лабиринта. Беседка была создана между 1543 и 1546 годами Хуаном Эрнаном для Карла V. Карл любил эту резиденцию, и его свадьба с Изабеллой Португальской состоялась в 1526 году в Алькасаре.

Еще одно значительное строение в парке – Галерея Гротеск. Появилась она на месте стены династии Альмохадов (то что осталось от мавров). Над ее созданием почти десять лет (с 1612 по 1621) трудился миланский архитектор Реста. Декоративные детали имитируют морские скалы. Длинная галерея отделяет друг от друга сады. Ворота, позволяющие пройти сквозь галерею, называют Дверь привилегий. Через нее можно попасть в Сад дамы. Создали его в 17 веке. Главной изюминкой сада считается источник. Внутри спрятаны сложные гидравлические механизмы, которые позволяют «прожурчать» музыкальные произведения. Из этого источника музыка раздается каждый час.Подобных механизмов сохранилось совсем мало: один в Испании и всего три в Европе.

Сад Поэтов создан в 1956-1958 годах. Центром являются два бассейна с источником между ними. Интересен Сад Маркиза. Он напоминает шахматную доску. Правда, квадратов всего 20. Они оформлены травой и цветами. Широкие дорожки и множество фруктовых деревьев: апельсинов, груш, хурмы, мандаринов делают его типично Андалусским садом.

Хорошо рассматривать планировку садов с Галереи Гротеск. Можно подняться на верх и пройти по тенистой галерее, рассматривая сады, как с одной, так и другой стороны. Спуститься можно у Пруда Меркурия. Он располагается прямо у стен галереи. Стена украшена мифологическими фресками, созданными в 17 веке Диего де Эскивелем. Пруд Меркурия возник из старого бассейна, который использовали для орошения садов. В 1575 году в центре установили фонтан с фигурой бога Меркурия. Выбор бога торговли был не случаен. В то время эта была главная деятельность в Севилье, то за счет чего она процветала. Все вокруг пруда: перила, шары, львы были золотыми. Золотистый цвет все еще кое где угадывается. Пруд делят рыбки и утки. Они конкурируют за хлебные крошки, которые бросают им туристы. При чем,  рыбы проявляют такую агрессию, что хватают уток за лапки, утки же порой бегают по головам рыб.  

Еще можно много писать о разных уголках дворца и сада, но это нужно увидеть. Даже если вы не возьмете гида и путеводитель, а будете просто наугад переходить от одних покоев к другим и гулять по садам в произвольном направлении вы получите огромное удовольствие от увиденной красоты. Все органы чувств будут удовлетворены. Слух порадует пение птиц и бормотание ручейков и фонтанов. Обилие и разнообразие цветущих растений порадует ароматами. Мы были в Алькасаре в апреле. Сад был наполнен ароматом цветущих апельсин. На выходе в магазинчике продавалось мыло с этим запахом. Оно называлось «Аромат Алькасара». Интересно, когда отцветают апельсины, им подвозят другой «Аромат Алькасара».

Алькасар место удивительное, заслуживающее посещение. Только стоит выделить на него часа три-четыре, чтобы успеть насладиться и вобрать его в себя, а не просто пробежать, сделав несколько фотографий.

Открыто для посещений с октября по март – ежедневно с 9.30 до 17.00

                                                с апреля по сентябрь – ежедн. с 9.30 до 19.00

Стоимость взрослого билета – 8,5 евро