Прага миниатюрная

Когда гуляешь по Праге, не покидает ощущения уюта и комфорта. Извилистые улицы и площади неправильной формы, цветные дома, обилие росписей и деталей – все работает на наше восприятие. Можно часами бродить по мощеным изогнутым улицам Праги, впитывая в себя всю красоту этого города, создававшегося столетиями.

Прага

Прага

Строения разных эпох и стилей находятся в гармонии, определяет которую градостроительные приемы, которые были известны еще средневековым мастерам.

Прага

Они знали, как создать ощущение уюта на площадях, и как поразить простором, как подвести к высотной доминанте так, чтобы ты ждал этой встречи с нетерпением. Большинство из этих приемов все еще работают, именно они и создают тот неповторимый образ - город Прага.

Прага

Город – некое сочетание улиц и площадей. Их местоположение сложилось исторически. К главной торговой площади вели торговые пути. Как правило, в последствии эта торговая площадь превратилась в главную, а пути, ведущие к ней, стали главными улицами. Город рос, увеличивалось количество жителей, а соответственно домов вдоль уже второстепенных улиц, увеличивалось количество рыночных площадей, необходимых для торговли, появлялись храмы и соборные площади.

Прага

Так строился средневековый город, а точнее четыре средневековых города по берегам Влтавы. Черты этой средневековой планировки все еще узнаваемы в Старом Месте, Градчанах и Малой Стране (Новый город изначально имел передовую на тот момент планировку с прямыми линиями улиц).

Главными компонентами этой планировки являются улицы и площади.

Прага

Исторически возникшие в соответствии с потребностями жителей, они видоизменялись градостроителями. Для достижения художественных эффектов они использовали цифры и точный расчет. Ширина улиц сочеталась с высотой домов на ней. На самых узких улочках обнаруживаются низкие дома, высокие превратили бы ее в ущелье без света и воздуха.

Прага

Извилистые уютные улочки приводят на не менее уютные площади. Здесь зодчие  должны были учесть еще больше факторов. Очарование площадям придают ее неправильная форма и ощущение замкнутого пространства. Естественно высота, окружающих зданий обусловлена размерами площади. Ощущения единого и замкнутого пространства тоже добивались некими хитрыми приемами. Обратите внимание, каким образом улицы выходят на площадь. В основном они расположены не под прямым углом, что делает просвет улицы менее заметным, помимо этого они еще и маскировались.

То это арка,

Прага

 то выступ дома,

Прага

Прага

 то галерея, пройдя через которую попадаешь на улицу.

Прага

Просветы улиц не портили впечатления о площади. К цифрам: ширина улицы, ведущей к площади должна была как минимум в пять раз быть уже самой площади. Так выходивший на площадь человек испытывал ощущение простора, даже если он оказывался объективно на крошечной площади. Количество улиц, приводивших на площадь, не должно было быть большим, старались не превышать три-четыре. Когда к площади вели множество дорог, то градостроители снова прибегали к хитрости и за несколько метров до площади сливали несколько артерий в одну, уменьшая количество уличных просветов.

Сами улицы подразделялись  на главные и второстепенные, и те и другие не отличаются прямолинейностью, главные были лишь значительно шире.

Прага

Тротуаров изначально не было.

Прага

Мощение улиц, которое  так чувствительно для ног  туристов, возникло тоже не сразу. Изначально улицы были из грунта, который после дождя превращался в грязь. Мостить камнями начали в четырнадцатом веке. Относилось это к главным улицам, и мостили не всю дорогу, а лишь небольшой ширины участок у домов – так вдоль домов шла полоса камней, а середина улицы была грунтовой. Понадобилось не одно столетие, чтобы покрытие камнем стало повсеместным.

Прага

Прага

Общественные здания должны были выделяться на фоне рядовой застройки. Башни и колокольни строились более чем в два раза выше средней высоты остальных зданий.

Прага

Прага, башня Староместской ратуши

По пути можно было неоднократно видеть цель своего путешествия – некую высотную доминанту. Сначала это был лишь фрагмент, различимый в просвете улицы, который появившийся на мгновение исчезал из поля зрения.

Прага, Целетная улица

Через несколько мгновений он мог появиться вновь, как бы напоминая – вы на правильном пути. В полный рост  и во всей красе башня возникала совершенно неожиданно за очередным изгибом улицы.

Прага, Староместская площадь

Для такого эффекта их даже выносили на тротуар или выделяли из общего ряда домов, выставляя вперед или на угол.

Огромное внимание средневековые строители уделяли и жилым домам. Традиционно благосостояние горожанина можно было заметить по его жилищу.

Прага, Староместская площадь

Но даже обычные домики украшали росписями и лепными деталями, делая его необычным.

Прага

Прага

Так очередной шедевр может неожиданно возникнуть за поворотом улицы или вовсе вжаться в тупик.

Прага, Мала Страна

Цвета домов также добавляют ярких красок в художественное полотно под названием Прага.

Прага, Мала Страна

Старый город удивительно гармоничен. Вся эта гармония достигнута благодаря удивительному разнообразию – разнообразию в форме домов, их расцветке, декоре, форме и оформление окон, дверных проемов.

Прага

Прага

Прага

Прага

Прага

А это видимо самый маленький дом, по крайней мере, мы меньше не видели.

Прага

Еще одной изюминкой Праги являются домовые знаки.

Прага

Вроде ничего особенного, маленькая или большая скульптурная композиция на доме или рисунок на штукатурке, по которому и называли дом. Не было у домов номеров, ориентироваться было непросто и к концу четырнадцатого века придумали такую систему идентификации домов. Вот, к примеру, дом “у красного льва” соседствует с домом “у зеленого рака”.

Прага, Нерудова улица

Дворяне обычно располагали на доме свой фамильный герб,

Прага

остальным приходилось проявлять фантазию. Часто знаки такие отражали род деятельности владельца. Хозяин дома, перед тем как разместить на своем жилище знак, должен был его засвидетельствовать в муниципалитете. Чем-то напомнило историю с электронными адресами: возьму себе такой то, оп такой уже есть, ну тогда добавлю туда СПб – пойдет. Так и житель Праги приходил к властям города, желая поместить на доме “Золотое солнце”, а ему говорят – занято уже, будьте любезны поменяйте цвет или еще что-нибудь. Тогда владелец решил удвоить количество светил. Так появился знак “Два солнца”.

Прага, Дом у двух солнц

Дом, к слову сказать, очень известный, благодаря тому, что здесь жил Неруда.

Вроде и нет ничего особенного в этих знаках, а добавляют они городу определенного шарма. Дома становятся некой летописью истории. Согласитесь, гораздо интересней узнать легенду дома “У золотого оленя”, чем историю дома № 4 по Томасской улице. Про дом “У золотого оленя” хочется узнать побольше.

Прага

А рассказывает этот знак про увлечение своего хозяина, который был страстным охотником.

Прага

В конце восемнадцатого века появилась нумерация, но люди называли дома по старинке. Многие из знаков сохранились до наших дней. Про каждый существует история, зачастую вымышленная (причем придуманная совсем недавно), но разве это имеет значение – ведь так узнавать город веселей.

Прага

Лидером в вымышленных историях является Злата улица. Превращенная в туристический аттракцион, она является примером создания легенды на пустом или почти пустом месте. Интерес к ней подогревается гидами и статьями в путеводителях, а как еще заманишь такое количество людей на узкую тупиковую улочку с небольшими домиками, в которых размещены сувенирные лавки, да еще и за деньги?

Начнем с легендарной версии. По ней улица эта служила жилищем алхимикам, которые по указу Рудольфа II  были размещены здесь и работали над созданием философского камня, дабы озолотить казну. На самом деле эти крошечные домики были построены в шестнадцатом веке для стрельцов – охранников Пражского Града. Место под застройку было выделено под проходом между двумя крепостными башнями, что и обуславливала крошечные размеры строений. Изначально территории, на которых построили домики, служили для своза мусора из Королевского дворца. К золоту стрельцы никакого отношения не имели, они даже жалованья не получали за свою службу. Добывали деньги они всеми доступными способами. Самый простой был – прислуживать пленникам, заточенным в башне, куда и вел ход над домами. Пленники здесь были знатные, за свое содержание в тюрьме они платили сами. Стражники бегали за едой и вином и по разным другим поручениям, за что и получали звонкую монету (возможно и золотую тоже).

Прага, Злата улочка

В конце восемнадцатого века отряд стрельцов расформировали. Существует версия, что их дома заняли чеканщики монет - Злотники. Из-за этого улицу назвали Злотницкой, а затем сократили то Злата. Историки опровергают и эту версию, настаивая, что алхимики и золотых дел мастера здесь никогда не жили и все это плод воображения, который получил отражение в литературе, легендах и рассказах экскурсоводов. Очевидно, что без историй об алхимиках, шестнадцать цветных крошечных домиков не смогли бы привлечь столько внимания. Лабораторию средневековых алхимиков можно видеть в башне Мигулка (на этой же улице) – но то, что они работали здесь, тоже достаточно сомнительно. Откуда же название, связанное с золотом. Наиболее вероятной версией является следующая: в домиках селились ремесленники, в том числе и ювелиры. Название “Златницкая” можно перевести как “Ювелирная”. Почему выбор ювелиров пал на этот маленький проулок? Исключительно из удобства. Поблизости был рынок, где они продавали свои товары, кроме того на территории Пражского Града не действовали цеховые законы.

Прага, Злата улочка

Злата улица является очень симпатичным проулком, к сожалению переполненным туристами. Тихих и укромных мест в Праге можно отыскать великое множество. Достаточно немного свернуть с главных улиц и отойти от главных туристических маршрутов. Буквально несколько шагов и оказываешься на совсем узких и пустых улицах

Прага

Прага

Прага

Прага

в уютных маленьких двориках

Прага, Страговский монастырь

и очаровательных садах, укрытых от посторонних глаз.

Прага, Мала Страна

Самым спрятанным нам показался Францисканский садик. Находится он уже в Новом городе в непосредственной близости от Вацлавской площади, которая в те далекие времена была Конным рынком. Земли эти были отданы ордену Кармелитов еще в четырнадцатом веке. Территории были обширные и братья продавали часть земель для того чтобы финансировать строительство монастыря и храма – Костела Девы Марии Снежной. Упомянутый ранее садик расположен как раз рядом с храмом. Попасть туда непросто – туда можно пройти по крытому переходу – пассажу с параллельной улицы или пройдя за храм. Если вам про этот сад ничего не известно, то оказаться там шансов совсем мало. Садик настолько тесно окружен высокими домами, что догадаться о его существовании просто невозможно.

Прага, Францисканский садик

Сам храм также укрыт от посторонних глаз, если можно спрятать такую значительную постройку. Высокую крышу костела видно почти со всех смотровых площадок города,

Прага

но по мере приближения эта высотная доминанта прячется за домами. Все это вызывает некоторое недоумение “Куда мог деться такой большой храм?”.  Лишь находясь в непосредственной близости, начинаешь различать его фрагменты, выглядывающие из-за других построек.

Прага

Даже чтобы увидеть главный портал церкви нужно войти в небольшой внутренний двор, откуда и можно попасть в сам костел.

Прага, Костел Девы Марии Снежной

Посетить храм, первый камень в основание которого был заложен в 1347 году, однозначно стоит. Огромное и очень светлое пространство.

Прага, Костел Девы Марии Снежной

По форме он немного напоминает Сент Шапель в Париже.

Прага, Костел Девы Марии Снежной

Только окна значительно меньше, как будто по мере строительства планы изменились. Лучше всего храм можно разглядывать из укромного садика, который даже в декабре месяце поражал изумрудной зеленью аккуратно подстриженных кустов.

Прага, Францисканский сад

Это маленький оазис тишины и покоя. Пусть вас не удивляет название. Кармелиты прожили на этих землях недолго, монастырь пришел в запустение, даже крыша храма обвалилась. Им на смену в шестнадцатом веке пришли монахи Францисканцы.