Пасеч де Грасия (Passeig de Gracia)

Район Эшампле. В переводе – это значит «расширение». Это было расширением в прямом смысле слова. Барселона была издавна обнесена кольцом крепостных стен. Необходимость в этих укреплениях со временем отпала. За стенами находилась так называемая “военная зона” – просматриваемый участок, равный расстоянию полета пушечного ядра. А за этими пустынными территориями были небольшие поселения, в числе которых была и Грасия.

В 1859 году власти города решились на снос стен и застройку территорий вплоть до деревень. К осуществлению этих грандиозных замыслов приступил инженер и градостроитель Ильдефанс Серда. Нужно сказать, что работать он мог, что называется, с “чистого листа” на пустых территориях – мечта любого архитектора. При создании нового района он старался учесть все потребности его будущих жителей: солнечный свет, освещенность, хорошая вентиляция, зелень, утилизация отходов и удобство передвижений. Он придумал восьмиугольные кварталы – это изначально квадратные блоки со скошенными углами – такая форма должна была облегчить повороты транспортных средств и увеличить количество света в домах.

Архитекторам приходилось вписывать угловые дома в эти формы, в результате получались интересные строения. 

В кварталах были предусмотрены дворы, наполненные зеленью, здесь же должны были располагаться склады и гаражи. Делили блоки улицы шириной не менее 20 метров, высота зданий ограничивалась 17 метрами, предусмотрена была и плотность застройки, которая позже была увеличена в четыре раза. В разных направлениях были проложены широкие бульвары и проспекты.

Строительство начали в 1860 году, и к 1872 году была построена всего тысяча домов для первых сорока тысяч жителей. Постепенно происходило условное деление на более бедные районы и элитные. Так, новые буржуа предпочитали селиться в одном районе, где цены на земельные участки взлетели в несколько раз. Каждый уважающий себя богач старался купить участок на Пассеч де Грасия, превратившейся к тому времени в широкий бульвар.

Богатые люди Барселоны, стараясь выделить свой дом среди других, не жалели средств на полет фантазий современных архитекторов и богатый декор. Так бульвар и прилегающие к нему улицы превратились в музей под открытым небом, где представлены архитектурные шедевры в стиле модерн.

Пассеч  де Грасия – изначально грунтовая дорога, которая вела от крепостных стен Барселоны к деревне Грасия. Ситуация начала меняться к 1827 году, когда она превратилась в обсаженный деревьями бульвар. В 1852 году на нём появились первые фонари, а в 1872 – пустили первые конные трамваи. К 1890 году – это новый жилой центр богатого населения Барселоны.

Практически каждое здание на улице представляет интерес, если не целиком, то фрагментами и деталями – то это решетки балконов, то дверные проемы, то башенки. Поэтому гулять по бульвару стоит не спеша, разглядывая окружающие красоты.

Начнем с Площади Каталонии. На углу стоит примечательное здание с башенками.

Casa Pascual I Pons (Gracia 2-4).

Его построил в  1890-1891 годах архитектор  Энрик Санье- и- Виллавечиа.

Дом с башенками  - Cases Rocamora

1914 год, неоготический стиль, братья Бассегода (Грасия 6-14)

Особенно интересны разнообразные башенки и эркеры, а также каменная облицовка фасада.

“Квартал раздора” является сосредоточением шедевров архитектуры в стиле модерн. На ста метрах разместились три выдающихся архитектурных произведения трех ведущих  архитекторов того времени. Кварталом получил своё название именно за разнообразие стилей строений. Архитекторы как будто соревновались, кто же построит самый интересный и запоминающийся дом. Справедливости ради нужно заметить, что строили они не на пустом месте – во всех случаях – это реконструкция, до неузнаваемости преобразившая изначальные варианты.

Каса Льео Морера(Casa Lleo Morera) дом 35. Белый, обильно украшенный лепными узорами  - его невозможно не заметить. А начиналось все с малоприметного дома, построенного в 1864 году для семьи Морера. То, что мы видим сегодня – это результат творчества архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера, проводившего реконструкцию в 1905 году. За большое количество цветочного декора архитектора,  его создавшего, называли мастером “цветочного стиля”. В 1940 году большая часть украшений первого этажа была утрачена и в 1992 году ее восстановили реставраторы по фотографиям дома.

Каса Аматльер (Casa Amatller) дом 41

Неоготический стиль был выбран при реконструкции здания. Архитектор Пуич-и-Кадафалк использовал разные элементы этого стиля для создания одного из самых необычных домов Барселоны. Работы выполнялись по заказу производителя шоколада Антонио Аматллера. Начались масштабные переделки в 1898 году, а к 1900 все было закончено. Помещения первого этажа по сей день сохранили большую часть оригинального узора.

Третим в этой компании является Каса Батльо, о котором более подробно в отдельной статье. На Грасии стоит еще один шедевр Гауди – Каса Мила.