Парк Гуэль (Parc Guell)

Даты строительства: 1900-1914

Чудо ландшафтного дизайна и архитектуры появилось на «Плешивой горе» благодаря гению Антонио Гауди и деньгам Эусеби Гуэля. Богатый граф Гуэль задумал превратить приобретенный им участок земли в «город-сад». Такие сады возводились в то время в Англии, в своем же городе Гуэль хотел поселить богатых буржуа Барселоны. Участок на горе близ Пассеч-де-Грасия площадью в 15 гектар он разделил на 60 наделов. Каждый надел был площадью от 1000 до 2000 квадратных метров. Кроме домов предполагалось разбить сад с дорожками, беседками, фонтанами, местами для отдыха и прогулок, планировалось построить церковь и рыночную площадь. Территорию должны были оградить и охранять.

Потенциальный покупатель должен был подписать  договор, в котором среди прочих ограничений оговаривались и следующие: не вырубать деревья, величина дома не должна превышать 1/6 от размера участка, высота изгороди не должна быть больше 80 сантиметров. Не смотря на большое количество положительных моментов, было продано всего три участка. Два участка купила семья Триас, которыми они владеют до сих пор. Их великолепный особняк возвышается на горе (доступа туда туристам нет). Построенный дом – образец или демонстрационный дом выкупил к 1906 году для себя сам архитектор, где он и жил до дня смерти (кстати, само сооружение спроектировано не Гауди, так что не удивляйтесь его строгим линиям).  Сегодня там музей Гауди, где выставлены предметы мебели и интерьера.

Итак, строительство началось в 1900.

В качестве архитектора был приглашен Антонио Гауди. Он был к тому моменту уже знаком с Гуэлем, и это был не первый заказ, выполняемый Гауди для него. Гуэль не ограничивал полет фантазии Гауди и позволял ему творить без рамок и оговорок. Когда Гауди получил топографическую карту места, предполагаемого под застройку он увидел огромные перепады высот и грунт, склонный к разрушению и осыпанию. Для прокладки трех километров дорог Гауди использовал систему виадуков, которые поддерживались колоннами, причудливой формы. Такие колонны строились из кирпича и облицовывались натуральным камнем. Благодаря такому решению в проектировании дорог, Гауди смог возвести очень прочные и удобные конструкции. Помимо того, что это было очень живописно и органично, помимо того, что под дорогами, как под навесами можно было укрываться от дождя и солнца, они еще были  удобны. Несмотря на большой перепад высот, дорога огибала гору серпантином, причем,  угол наклона автомобильных дорог не превышал 6% , а верхних пешеходных дорожек 12%. Это делало подъем по ним незатруднительным.  Гауди по определенной схеме распорядился высадить растения, произрастающие в средиземноморье, но более приспособленные к недостатку влаги. Так «Плешивая гора» превратилась в цветущий сад. Строений было возведено не много на территории парка, но каждое является шедевром и заслуживает внимания.

По периметру парк окружен стенами бутовой кладки, сверху облицованной  керамической плиткой. На стенах выделяются большие медальоны, где мозаикой выложены слова «парк» и «Гуэль». В Парк ведут семь ворот, но главные – на улице Де Олот. Раньше эти ворота были выполнены из натурального дерева. В 1965 году их заменили на отреставрированные кованые решетки из дома Висенса. Этот дом также выполнен Гауди так что ворота выполнены по его эскизам, хотя и не для этого ансамбля. Сегодня эти ворота наиболее известны, как пальмовые ворота.

С двух сторон от ворот, в период между 1901 и 1902 годами были построены два павильона. Они напоминают сказочные пряничные домики, покрытые мозаичной глазурью. Дома имеют овальную, яйцеобразную форму, считаемую Гауди совершенной. Нет прямых линий и углов. Впечатление потрясающее. Павильон слева, украшен башней, высотой 17 метров из двух чередующихся спиралей покрытых белой и синей мозаикой. Предназначался он для служебных нужд. Здесь предполагалось принимать посетителей, здесь был телефон и зал ожидания. Павильон справа двухэтажный с мансардой предполагалось  использовать, как домик привратника.

Некое подобие пещеры служило убежищем для карет и лошадей в дождливые дни. Свод пещеры поддерживается центральной колонной, которая расширяется по мере возвышения, имитируя форму кубка.

Напротив главных ворот грандиозная и величественная лестница. Двумя симметричными пролетами она ведет нас наверх к Дорическому Храму. Ступеньки разделяются тремя причудливыми островками: первый напоминает сказочный грот с перевернутыми сталактитами, на втором из медальона в виде флага Каталонии выглядывает голова змеи, последний островок -- образ, многократно копированный в Барселоне и Каталонии. Это дракон,  покрытый разноцветной мозаикой.  Этот образ можно видеть на футболках, полотенцах, в виде статуэток, на календарях и всякой разной сувенирной продукции. По обе стороны лестница покрыта осколками мозаики.

Когда вы, восхищаясь и изумляясь, поднялись на самый верх, Вас ждет не менее удивительное сооружение. В народе этот Дорический Храм еще называют Залом 100 колонн. Оговоримся сразу, колонн там всего 86. Высота классических колонн 6 метров, диаметр в месте соединения с крышей 1,3 метра. Колонны выстроены в определенном порядке,  и слегка,  наклонены в соответствии с задумкой автора. Удивительный эффект наблюдается, если поднять голову вверх. Создается впечатление, что все плывет и движется, хотя может это последствия  чудесного испанского вина.  Рассматривая потолок, выложенный белой мозаикой с вкраплениями серых камней, Вы обнаружите удивительной красоты и расцветки мозаичные медальоны. Участки потолка между колоннами имеют полукруглую форму. Все это очень красиво, но помимо красоты имеется, как оказалось и прикладное значение всего этого. Это все части дренажной системы, но об этом чуть позже.

Поднявшись еще выше,  вы оказываетесь на огромной площади, часть которой располагается на следующем уровне горы, а часть на крыше Дорического Храма. Это отличная смотровая площадка, откуда открывается вид на парк, город и море. Основной достопримечательностью этого места по праву является скамейка.  Да, скамейка, известная чуть ли не во всем мире. Двести метров извивающейся змеей окаймляют площадку со стороны моря.  Форма скамьи крайне необычная. Она извивается как змея, и сидя, среди изгибов ты ощущаешь себя более уединенно.  Сиденья имеют оригинальную форму, но сидеть удобно в самых разных местах и вогнутых и выпуклых. Говорят, что Гауди рассаживал на скамью обнаженных рабочих, пока раствор еще не застыл, дабы придать скамейке наиболее удобную форму. Я думаю, что это из области «так рождаются легенды», хотя вполне возможно. Ну и самое главное – это цветовое решение. Вся скамья покрыта разноцветными осколками мозаики в самых различных сочетаниях. Говорят, что если долго вглядываться, то среди вроде бы беспорядочных осколков начинают появляться, слова, знаки, образы и символы. Что на это можно сказать – попробуйте. Мозаичные узоры созданы талантливым художником по имени Жозеп Мария Жужоль.

А теперь про обещанную функциональность. Во-первых, колонны служат основой для скамьи и ее изгибов. Во-вторых, площадка, эта абсолютно плоская, и не имеет наклона, чтобы дождевая вода могла стекать. Вода, впитываясь через песок, попадает как раз к тем полукружьям потолка, по ним она, не задерживаясь, стекает в полую середину колон, и как по трубам по ним проходит вниз. Там она попадает в огромный резервуар, расположенный под крыльцом. Вот такая простая и гениальная дренажная система.

Когда велись строительные работы, то на участке была найдена минеральная вода, которую Гуэль собирался продавать под брендом «Sarva». Судя по всему, это был просто Клондайк, для извлечения прибыли. Но предприятие успеха не имело. Жители Барселоны не хотели покупать участки вдали от центра. Больше участков продать не смогли, и проект реализовать не удалось. После смерти Гуэля Парк решено было сделать общественным, и первых посетителей решено было пустить в 1922 году.  В 1965 Парк признали местным памятником, и это прекратило спекуляции на тему его использования. В то время,  вовсю рассматривался проект, строительства в парке огромного отеля. В 1984 году Парк Гуэль объявлен памятником Юнеско, наряду с еще двумя творениями талантливого архитектора.

Не знаю, что было бы лучше, заверши они проект или так как сейчас. Если бы затея удалась, то был бы ансамбль из 60 особняков, спроектированных Гауди, представляете какое буйство фантазии и красоты. С другой стороны – нас бы туда возможно и не пустили, а так у горожан и гостей есть чудесный парк над морем, с удивительными сооружениями, прекрасными панорамами, и ароматом огромного числа растений.  

Вход в парк свободный с 10 до 19 часов.