Париж. Остров Сите.
Остров Сите манил нас как магнит. На нем ведь расположены самые главные достопримечательности города. Кроме того он выглядел очень симпатичным откуда ни посмотри.
Конечно трудно понять, как были в один момент уничтожены средневековые улочки и здания. На их месте появились вот такие громады. Все ровненькое, как по линеечке и несколько безликое.
Скорее исключением выглядят несколько изогнутые улицы и разноцветные дома.
Узнавшие площадь легко ответят на вопрос: Куда смотрят все эти люди?
На Собор Парижской Богоматери. Первый камень был заложен в 1163 году. К 1330 году, когда собор был достроен, сменилась целая череда архитекторов. Тем ни менее конструкция получилась очень целостная и гармоничная.
Обойти его со всех сторон просто необходимо.
Удивительно, но позади собора не было почти никого. А вид оттуда открывается тоже вполне симпатичный. Контрфорсы, поддерживающие стены, напоминают ребра, а вся конструкция некий скелет из камня. Сам же сквер уютный и тихий.
Фасад, обращенный к Сене можно найти почти во всех путеводителях.
Перед ним растут деревья, которые в тот период были сплошь усыпаны розовыми цветами. Порывы ветра вызывали своеобразный “снегопад” из лепестков.
Внутри собора несколько темновато. Освещения явно недостаточно. Этот недостаток лишь подчеркивает и еще больше выделяет яркость витражей. Часть из них является традиционной библией для малограмотных прихожан и в картинках вещает на библейские мотивы. Их цвета и мельчайшие детали рисунков просто потрясают.
Часть – цветные узоры. Вспомнилась игрушка “калейдоскоп”. Поворачиваешь трубочку, а стекляшки, каким то волшебным образом, сложили новый узор. Здесь очень похожая история. Смотришь на соседнее окно, а в нем из таких же кусочков сложился уже новый витражный орнамент. Вот такая родилась ассоциация.
Скульптурное убранство собора – это нечто непостижимое. Сколько же мастеров работало над созданием такого количества образов. Все те же библейские истории, но теперь уже в камне.
Мною же давно полюбились совсем другие персонажи, вырезанные из камня. Речь идет о горгульях.
В переводе с французского – это водосточная труба. Именно водостоки украшены столь необычным и причудливым способом.
Существует легенда про Горгулью. Это была драконоподобная змея, которая извергала из своей пасти потоки воды. Этими потоками она заливала дома и топила лодки. Жила она в реке Сене, близ Руана. Немало бедствий она приносила жителям. Наконец, епископ усмирил чудовище при помощи креста, после чего уничтожили монстра. Позже средневековые мастера начинают прятать водостоки каменными фигурками, которых и назвали горгульями.
Сходство очевидно, через их рот или пасть тоже текла вода, отводимая от стен храма.
Образы горгулий настолько разнообразны и причудливы: это и люди с гипертрофированными пороками, гротескные существа, и различная нечисть, демоны, вымышленные существа.
В общем, фигуры явно не христианкой тематики. Что же все они делают на священных храмах? Считается, что они напоминают об аде и отпугивают себе подобное зло от храма. По легенде, завидев зло, горгульи устрашающе кричали (не исключено что на самом деле это были завывания ветра и скрип конструкций).
Химеры – это совсем иная история. На Нотр-Дам этих мифических монстров посадил архитектор, который занимался реставрацией собора.
Мифический мир на галерее, соединяющей башни, создал Виоле-ле-Дюк в период с 1844 по 1864 год, когда и велись работы по реставрации.
Архитектора неоднократно критиковали за то что он вместо того чтобы просто восстановить утраченное, добавляет детали, как ему кажется недостающие.
С другой стороны, отличный ход – он навсегда себя вписал в историю Нотр-Дама, а зверюшки получились забавные.
Посадить над Парижем Химер была не единственной вольностью, которую позволил себе архитектор. Он же возвел шпиль на центральном куполе (до этого его не было вовсе).
Еще один готический памятник, находящийся неподалеку капелла Сент-Шапель, упрятанная во двор Дворца Правосудия и частично затянутая ремонтными сетками.
Королевская капелла, а интерес представляет главным образом верхняя часть, известна своими потрясающими витражами. Огромные окна сплошь заполнены цветными стеклами, а между окон лишь небольшие промежутки, стенами которые назвать язык не поворачивается. Так что в солнечный день божественный свет заливает все помещение.
Необыкновенного сияния увидеть не удалось, часть витражей была закрыта на реставрацию, что несколько испортило общее впечатление. Но даже то, что увидеть удалось, ошеломило яркостью красок и количеством образов, фигур, изображений и историй. Пятнадцать витражных окон содержат около тысячи религиозных сцен.
Хорошо что можно сесть на стульчики вдоль стен и не торопясь разглядывать светящиеся картинки одну за другой.
Сам Дворец Правосудия с архитектурной точки зрения не шибко интересное сооружение.
Исключение, пожалуй, составляет крыло Консьержери. Это наиболее сохранившаяся со средних веков часть дворца.
Очарования постройке добавляют две внушительные круглые башни.
Кроме них существует еще одна башня, которая дала название и всей набережной, куда выходит фасад. Это часовая башня, на которой в 1371 году появились первые уличные часы Парижа.
Наверху был колокол, который отбивал время и служил призывом в важные мгновения жизни города.
Множество часов отсчитывают часы, минуты, годы и века Парижа. Такие разные и непохожие друг на друга. Вот эти мы обнаружили на набережной.
Очень яркие и красочные со знаками зодиака украшают башню церкви Сен-Жермен-Оксерруа.
Строгие, с военной атрибутикой отсчитывают время на Павильоне Сюлли.
Эти часы напоминают часы с кукушкой и украшают они Нотр-Дам.
- Желтый Париж: дома, улицы, площади
- Зеленый Париж
- Париж. Остров Сите.