Остров Брач

Остров расположен совсем близко от Сплита, но наличие паромной переправы и почти час пути делает его сравнительно “малообитаемым”.

Добирались мы до заветного острова по земле, воздуху и воде. Самолет из Хельсинки доставил нас в аэропорт Сплита. Хорватия нас встретила горячим ветерком (38 градусов) и очередями на паспортный контроль.

Аэропорт Сплита

Дальше ждал аттракцион под названием “получи машину”. Во время предварительного поиска авто на отпуск, мы столкнулись с тем, что машины нереально дороги у традиционно выбираемых нами прокатчиков. Мы выбрали некий бюджетный вариант. Представитель должен был встречать нас в аэропорту с табличкой (не только нас). Минут двадцать у нас ушло на его поиск. Оказывается, он уже кого-то встретил, и снабжал его машиной. Офиса у этой конторы не было, оформление осуществлялось буквально на коленке, на стоечке у выхода, там же он принимал оплату. При этом он беспрерывно говорил по телефону и отлучался по неотложным делам. Наконец, он сказал выйти из аэропорта в определенном направлении и там ждать пару минут. Туда он нам пригнал авто, ставшее нашим на ближайшие десять дней.

Аренда авто

В порт мы примчали точно к отправлению парома, но погрузка еще продолжалась. Купив билеты, мы встали в очередь из машин. Погрузка за три машины до нас закончилась, и всех стали разворачивать. В это время подошел паром, который должен был через час отправляться в нужном нам направлении. Мы встали возле него, и стали уточнять у сотрудников можно ли здесь стоять, так как очередь формировалась далеко позади. Получив разрешение припарковаться поближе к морю, мы стали ждать начала погрузки.

Порт Сплита

Паром отправляется из порта Сплита, с регулярностью примерно каждый час. Рейсы выполняет компания Ядролиния.

http://www.jadrolinija.hr/ - адрес их сайта, где можно уточнить расписание, цены и маршруты.

 Цена вопроса: машина и пять человек – около 50 евро.

Желающих попасть на паром немало, так что приезжать нужно заранее (как показал опыт минут за пятнадцать). За двадцать минут до отправления начинается посадка, к тому моменту уже стоит внушительная очередь из машин, при чем не только из легковых. Переправляется большое количество грузовиков, которые занимают немало драгоценного места.

Оставив машину на нижней палубе, мы прошли к местам для пассажиров. Места такие были в закрытом салоне с кондиционером и рестораном или же открытая палуба с навесом. Пятьдесят минут в пути пролетели незаметно: сначала мы наблюдали удалявшийся Сплит.

Сплит, порт

Сплит

Забавно, но высотные новостройки на фоне гор этого города с почтенной историей, издалека выглядели вполне себе симпатично.

Сплит

Сплит

Сплит

Горы на заднем фоне становились все выше, домики меньше – вероятно это уже Макарская Ривьера.

Макарска Ривьера

Макарска Ривьера

Вскоре показался Супетар.

Супетар

Супетар

Как только наше авто съехало с парома, началось наше знакомство с островом. Знакомство не короткое и не длинное – пять неполных дней. Как нам показалось, этого вполне достаточно, чтобы насладиться красотами и гостеприимством острова. Покидали мы его с некоторой долей недосказанности и грустью – он еще не успел надоесть и остались места нами неизведанные – лишний повод вернуться вновь. Но обо всем по порядку.

Для размещения мы выбрали курорт Бол, о нем подробней в отдельной статье, здесь же – наши впечатления от острова в целом. Начались они естественно с дорог. По правде на острове основная дорога одна. Она идет вдоль всего острова и от нее отходят ответвления к курортным местам. Дорога особых нареканий не вызывала: по полосе в каждую сторону и много поворотов, которые многие проходят исключительно по встречке. Но если в первый день эта извилистая змейка нам казалось узкой и несколько опасной, то ознакомившись с другими дорогами острова, мы поняли что это местная автомагистраль – самое лучшее, широкое и  удобное, что у них есть.

Брач

Брач

Так по-пути в Милну мы столкнулись с тем, что дорожное полотно реально очень узкое, а обочины отсутствуют в принципе. Дорога просто обрывается в виноградник (и лететь примерно метр) или под откос. Отбойников или какого-либо рода ограждений там не было и в помине. Так наша идея встречать закат в Милне умерла сама собой, когда мы представили, как ехать по этой дороге в темноте.

Брач

Второстепенных дорог очень мало, изредка они асфальтовые, но в основном это грунт.

Брач

Езда по таким дорогам, неминуемо покрывает всю машину тонким слоем белой пыли.

Брач

Вообще, сворачивая с главных дорог, хорошо бы быть уверенными, что вам туда точно нужно. С непривычки занятие это довольно нервное. Вот так выглядит обычная двухполосная дорога.

Брач

Ширина дорожного полотна могла вместить лишь одну машину, каменная кладка по бокам и ни одного места для разъезда. К счастью дорога эта не пользовалась особой популярностью. Перечисляя все недостатки дорог острова Брач, замечу, что мы не увидели ни одной аварии, хотя нам казалось, что проектировщики дорог сделали для этого все возможное. Небольшой трафик очевидно спасает ситуацию.

Заправки. С заправками история следующая – их как будто прячут от глаз. Несколько десятков километров мы пытались увидеть хоть одну – тщетно. Навигатор помог и тут, но в то что он нас в очередной раз не обманывает, верилось с трудом. Оказалась, что заправка находится прямо у моря в небольшом порту и там обычно заправляют яхты, но и машину заправить можно.

Градиент подъемов и спусков на Браче ощутим. Велосипедные поездки, особенно из Бола – дело достаточно непростое, посильное лишь тренированным людям.

Наш способ познавать разные места я бы определила как автомобильно-пешеходный. Доезжаем до точки, оставляем машину и пешеходная прогулка километров на десять – пятнадцать, заканчивающаяся по возможности купанием.

Самое – самое, что нужно посетить на острове Брач, по крайней мере так утверждают все путеводители, это Видова гора. Ее самая высокая точка 778 метров над уровнем моря является смотровой площадкой, куда стекаются туристы. Там есть небольшая парковка и оттуда открываются великолепные виды. С этой достопримечательности мы и начали.

Брач

Брач, Видова гора

Добраться сюда можно несколькими способами. Первый – пешком из Бола. Очевидцы пишут, что маршрут в одну сторону занимает более двух часов и он достаточно тяжел. Мы его пробовать не стали, так как не обнаружили указателей начала тропы. Второй путь -- доехать до парковки около смотровой площадки на машине, а там уже гулять. (Если следовать из Бола в Милну по 113 шоссе, то не доезжая деревни Нерезиска, будет поворот налево, где пара киосков и дороги образуют треугольник. Там висит указатель  Vidova gora). Асфальтовая дорога ведет среди сосен к месту для парковки.

Далее все туристы гуськом следуют в одном направлении, куда указывает стрелка за несколькими традиционными фото.

Брач, Видова гора

Мы же повернули в другую сторону, и вышли на маркированную тропу, которая вела по склону. Шагая по ослепительно белым камням, мы наслаждались солнцем видами и запахом хвои.

Брач, Видова гора

Брач, Видова гора

Внизу Бол, с его знаменитым мысом-пляжем и колокольней Доминиканского монастыря.

Вид на Бол с Видовой горы

Брач, Видова гора

Море, острова.

Брач, Видова гора

Куда дальше вела эта тропа, не знаю – нашей целью было оказаться на самом краю склона со стороны континента, где возвышались более высокие горы.

Брач, Видова гора

Брач, Видова гора

Минут сорок мы переходили с одного склона на другой, но чем дальше мы шли, тем очевидней становилось, что если эта задача и выполнима, то до нее достаточно далеко идти, и мы понаслаждавшись видами и тишиной (кроме нас здесь никого не было), повернули назад.

Брач, Видова гора

Гора покрыта растительностью. В основном это Далматские черные сосны.

Брач, Видова гора

Виды, виды, виды – появляется мысль, что  из-за них гора и получила свое название. Это ошибочное мнение,  хороший обзор здесь не причем. Оказывается, в далекие времена на горе поклонялись языческому божеству Световиду – богу войны, плодородия и изобилия. Затем во времена христианства здесь появляется часовня Святого Вида (Вита). Существует такая версия, что христианский святой был своеобразным “приемником” языческого божества. Храм, посвященный ему, был построен на горе в 13-14 веках, сейчас он в руинах, а гору назвали его именем.

Брач, Видова гора

Брач, Видова гора

Мы вернулись к месту скопления туристов, пожалуй, там самые красивые виды, всё-таки это самая высокая точка. Но здесь трудновато посидеть в одиночестве на камнях над обрывом и насладиться тишиной и красотой.

Брач, Видова гора

Брач, Видова гора

Очень приятное место, где стоит провести несколько часов, прогуливаясь по горным тропам и сосновому лесу.

Брач, Видова гора

Подъезжая к Милне, мы замечаем смену ландшафта. Покрытые соснами склоны сменяют желтоватые лысые холмы. По всей видимости, это как раз те места, в которых бушевали пожары несколько лет назад.

Брач

Замечаем небольшие кучки камней, делающие этот ландшафт еще более интересным. Кучки явно рукотворной природы. Брач славится своим белым известняком. Самым белым в мире, так утверждают островитяне. С незапамятных времен камень этот добывали для строительства (его использовали для облицовки зданий, как в Хорватии, так и далеко за ее пределами). Островитяне строили из него жилища. Выход породы на поверхность породы усложнял сельское хозяйство. Под посадки винограда и олив расчищали пространство, а камни складывали в кучки – так и появился своеобразный ландшафт острова Брач.

Брач

Не доезжая Милны можно увидеть живописную деревеньку. Ее название на фотографии выше. Деревенька очень фотогенично разместилась над ущельем.

Брач, Лазиска

Милна -- небольшая деревушка, которая была портом еще в эпоху Римлян. Сюда заходят яхты, а портовая территория – это череда ресторанчиков.

Брач, Милна

Брач, Милна

Брач, Милна

Вообще населенные пункты Брача, нам показались очень милыми, но достаточно однообразными. Светлые дома простой архитектуры с деревянными ставнями и яркими черепичными крышами, над которыми возвышается колокольня церкви.

Брач, Милна

Брач