День одиннадцатый - Альгамбра

День начался с раннего подъема. Обычно мы просыпались под пение птиц, но в такую рань еще и птички спали. Было темно и реально холодно – градусов восемь. Дикий холод, если учесть что днем прогревается до тридцати. В семь тридцать, мы уже рысцой подбегали к кассе. Нашему удивлению не было границ. Те двести человек, что вчера стояли позади нас, встали ещё раньше. А до начала продажи билетов ещё полчаса.

Видимо, добрый охранник, присоветовавший нам приехать к открытию касс, накануне себя целый день развлекал подобным образом. В восемь часов женский голос на трех языках оповестил о начале продажи билетов. Голос сообщил, что в продаже есть сто пятьдесят билетов на утро и сто пятьдесят билетов на вечер. Все последующие сообщения информировали об уменьшение количества билетов. Причем билеты исчезали с нереальной быстротой – значительно быстрее, чем продвигалась очередь. Через двадцать минут билетов во дворцы не осталось. Мы оказались среди группы разочарованных, оставшихся ни с чем. Решили попытать счастья с автоматами по продаже билетов. Те, кто поумнее, уже заняли там очередь. Народу там было значительно меньше и видимо дела здесь шли быстрее. Два автомата, продающих общие билеты: сады плюс дворцы не работали. Но было еще четыре автомата около которых толпились люди. Два продавала билеты в сады, а два во дворцы, но только ночью. Получалось раза в два дороже чем общий билет, но не увидеть Дворцы Насридов мы просто не могли. В итоге мы решили купить утренний билет в сады – раз уж мы здесь и на ночной визит во дворцы.

Итак, со второго захода, мы таки попадаем в Альгамбру.

Первым делом вы попадаете внутрь крепости и можете осматривать сады и Алькасабу, то что осталось от Медины, а также Хенералифе.

По алее устремляемся к заветной цели.

Из дворцов по этому билету можно попасть лишь во дворец Карла V. Этим видимо подчеркнули отсутствие художественной ценности данного сооружения. На самом деле достаточно противоречивое мнение. Да, здание громоздко и выбивается из ансамбля изящных мавританских дворцов, тем не менее, его признают лучшим сооружением Испании в стиле Возрождения. Мне же очень понравился внутренний двор, окруженный двумя этажами колоннад. Он великолепно выглядел залитый утренним солнышком.

Нас Альгамбра привлекала не только знаменитым декором своих дворцов, мы интересовались ее оборонительным прошлым. Любим мы башенки и крепостные сооружения, может много читали в детстве рыцарских романов.

По своей наивности, мы уже представляли, как исследуем всю крепость. Оказалось что доступ открыт лишь на территорию Алькасабы. Там можно подняться на Дозорную башню и прогуляться по крепостному валу.

Доступны еще пара башен - и все. Остальное можно лишь посмотреть снаружи. Непонятно почему. Под башней Комарес, есть проход в крепостных стенах, где несла караул гвардия султана. Судя по документальному фильму, там все очень надежное и безопасное, но туристов почему-то не пускают. Нельзя пройти и по крепостным стенам между башнями Пик, Пленниц и Принцесс.

Все перекрыто и кругом масса охранников. Ты по три раза предъявляешь билеты, чтобы войти во дворцы. Дикость какая то. Так что следующее, что удивляет после непостижимого декора дворцовых покоев – это наличие толп охранников, оберегающих от туристов Альгамбру.

Жаль конечно. Но то, что нам всё же удалось увидеть, впечатляет. Поднявшись на главную дозорную башню, мы долго наслаждались видами Гранады и заснеженными вершинами Сьерры-Невады.

Вся территория Альгамбры утопает в зелени и по какой аллее не свернешь, везде ждет  буйство цветов и красок.

Сады скорее можно назвать андалузскими, а не мавританскими. От садов мавров присутствуют лишь фрагменты, смешанные со стилями других эпох и культур.  В целом выглядит достаточно гармонично.

Тут и руины, которые когда то были дворцами и фрагменты садов.

На соседнем холме белеют дворцы Хенералифе и террасами спускаются сады. Туда мы и направляемся согласно карте, в которой указан маршрут осмотра комплекса.

Несколько шокирует количество туристов, которые уже там. К полудню  народу становится все больше и больше.

В садах Хенералифе можно отлично отдохнуть, тем более что осмотр достопримечательностей уже близится к своему завершению. Множество аллей образовано причудливо остриженными кипарисами. Они образуют тень столь желанную в жаркий полдень. Традиционные водоемы и фонтанчики дополнительно охлаждают воздух и наполняют пространство еле уловимым журчанием.

Что касается убранства дворца, то и здесь сохранилось немного:

На стенах видны следы разрушения декора, хотя сам дворец и внутренние дворики выглядят величественно.

С самой высокой точки Хенералифе – Романтического балкона открываются отличные виды Альгамбры, дворца Хенералифе и Гранады, раскинувшейся внизу.

Прогулка заняла больше трех часов и порадовала нас множеством впечатлений. Предвкушая великолепие дворцов Насридов, на некоторое время прощаемся с Альгамброй, чтобы вечером вновь ее увидеть.

Ночной визит во Дворцы Насридов начался с проверки билетов еще в очереди. Ты встаешь в очередь, и там у тебя проверяют билеты – в ту ли очередь ты встал. Дальше проходишь метров сто и снова предъявляешь билеты бдительному стражу. Уже после этого тебя допускают к вертушке, где считывается штрих код с билета. Но чтобы увидеть Дворцы мы согласны хоть сто пятьдесят раз показывать билеты. Стоя в очередной очереди, мы наслаждаемся видами. Внизу огнями светится Гранада, а лучи подсветки превратили красный замок в ярко желтый.

Наконец, наша цель достигнута и мы входим в самый старый дворец комплекса.

Ночью в залах работает подсветка. Кое-где царит  полумрак, а какие-то участки выхвачены яркими лучами ламп. В результате и без того замысловатый декор стен, становится еще и разноцветным. В зависимости от освещенности цвет переходит от молочного и светло-песочного к темно-медовому.

При таком свете достойно заснять помещения целиком было трудновыполнимой задачей. Так что можем предложить лишь детальный обзор:

декор пола

стен

потолков

Большинство потолков собрано из мельчайших кусочков дерева. Фрагменты разных оттенков сложены в замысловатые и неповторяющиеся узоры.

Оконные ниши

Дверные проемы

Вершиной, которой достигли мавры в декоре помещений, считают мокарабес – непостижимый декор потолков, где узоры состоят из свисающих сталактитов.

Едва различимы красные и голубые краски, которыми некогда были расписаны своды и стены. Сегодня трудно представить, как это выглядело, когда цвета были яркими и насыщенными, хотя так тоже очень и  очень впечатляюще.

Проходя по залам дворца и выглядывая в окна, отмечаем насколько романтично и почти неузнаваемо выглядит Альгамбра.

А что это такое мы догадались лишь спустя некоторое время. Очевидно что это часть дворца, но не понять какая. Оказалось, что это крыши Бани Камарес.

Романтики и загадочности добавляла  луна. В нашем случае она была абсолютно круглая и очень яркая. Удивительно выглядят внутренние дворы, освещенные лунным светом.

В таком свете пред нами предстал фасад Дворца Комарес и Миртовый дворик. Небо кажется просто черным, яркий свет луны и светлые стены, украшенные замысловатой вязью. В черной зеркальной глади бассейна отражается башня. Едва уловимо журчание маленького фонтанчика.

Описывать все великолепие не вижу смысла. Передать словами всю эту красоту невозможно. Это нужно видеть. При чем, если вы это уже видели днем, стоит посмотреть ночью. Те же интерьеры предстанут совершенно в другом свете и подарят новые впечатления.

Еще одним разочарованием была рестоврация львиного дворика. Точнее реставрировали львиный фонтан, но под это дело и перекрыли и сам дворик.

Фонтан, честно скажу не очень жалко, а вот двор с его великолепными колоннами и арками увидеть во всей красе хотелось. К сожалению, мы увидели лишь фрагменты – да великолепные, но полной картины изящества и гармонии, которой удалось достигнуть зодчим при создании этого дворика – увы…

К слову, львов фонтана уже отреставрировали и выставили в одних из покоев дворца. Фотографировать их не разрешают, для чего стоят несколько бдительных охранников. Хотя положа руку на серце – что там фотографировать. Реставрацию должны закончить к концу 2012 года, более точные сроки наверняка есть на сайте.

Вот еще одна цель достигнута и то, что предвкушалось столько лет увидено. Альгамбра оказалась еще более прекрасной, чем она представала в воображении. Мы прощаемся с ней, надеясь на скорую встречу.