Готический квартал (Barri Gotic)

Готический квартал (Barri Gotic)

Готический квартал – это кусочек мрачного средневековья, чудом уцелевшего в Барселоне. Его очень условные границы можно определить так:  между Ла Рамбла и Виа Лаетана. На этой территории наблюдается самая большая концентрация готических зданий. Обратимся к истории, чтобы понять, почему они находятся здесь и почему сохранились.

Территория Готического квартала (а так назвали его уже в двадцатом веке) практически повторяет очертания римской колонии, основанной в первом веке до нашей эры. Римляне построили город и обнесли его крепостными стенами, которые в четвертом веке решили укрепить. Оборонительная система получилась внушительной:  башни, в количестве 81 штук, соединили стенами толщиною два метра и высотой – восемь, сами же башни возвышались на шестнадцать метров. Внутри стен – все как было положено у римлян: форум, бани, церкви, дома и дороги.

Удивительное дело, несмотря на меняющиеся правления, город вполне умещался в периметре крепости. Пришедшие вестготы снесли ряд римских построек и на их мести возвели свои дворцы и храмы, которые также были разрушены в средние века. Лишь в начале двенадцатого века первые дома, стали выбираться за пределы крепостных стен.  Ко второй половине 13 века население города достигло 30000 человек и пространства внутри крепости катастрофически не хватало – за укреплениями жило уже много горожан. Естественно они старались не удаляться, а жить совсем рядом. В 1285 году начинают строить новые крепостные стены, которые огородили значительно большую площадь: по ходу современного бульвара Рамбла до Площади Каталонии, с другой стороны крепостные стены спускались к побережью – туда, где сегодня Парк Сьютаделья. Основные готические здания были построены в период между 1290 и 1340 годами. Мы можем наблюдать готические постройки сегодня в основном благодаря упадку, начавшемуся в Барселоне в пятнадцатом веке и с переменным успехом, продлившимся несколько сотен лет. Это уберегло готические дворцы от сноса и возведения на их месте особняков в стиле Ренессанс. Конечно, многое менялось, достраивалось, обновлялось и дополнялось деталями, но общий облик сохранился.

Чтобы не потеряться в Готическом квартале, предлагаю в качестве ориентиров принять его небольшие площади. Они соединены узкими улочками, куда в дневное время не добирается солнечный свет. Наш экскурс в “мрачное средневековье” начнется от Новой площади.

Placa Nova.

Пусть ее название не вводить вас в заблуждение, площадь достаточно древняя. История ее началась с поля, находившегося за крепостными стенами – теми самыми, римскими (четвертого века). Строительство новых стен в 1285 году определило территорию за “старыми” стенами как “новый город”. На бывшем поле стали продавать сено, и она стала Сенной площадью. В 1358 году за ней окончательно закрепилось название “Новая”.

После окончания строительства нового оборонительного кольца вокруг города, жители начали растаскивать по камушкам старые стены. Они использовали их для возведения новых зданий. Так старые укрепления где-то послужили фундаментами, а где-то частью стен – в итоге стоя на площади, мы с вами можем увидеть лишь остатки того, что некогда защищало город. Можно догадаться, где находились не сохранившиеся ворота, с двух сторон защищенные круглыми башнями. Между ними проходит улица Carrer del Bispe, проложенная по старой римской дороге. Здесь же можно видеть фрагменты крепостных стен. На их фоне и фоне репродукции арки акведука стоят буквы “Barsino” – это название римской колонии выросшей в город, это название со временем преобразовалось в хорошо нам известное – Барселона. Инсталляция была установлена в 1994 году, автор Хуан Бросса.

Из современных зданий, выходящих на площадь, выделяется здание Ассоциации Архитекторов. Белое сооружение с огромными фризами, придуманными Пикассо. Здание построено в 1961 году. “Детский фриз”, “Фриз Гигантов” и “Фриз Флага” по проекту Пикассо выполнил норвежец Карл Несьяр.

Дом Архидьякона (Casa del Ardiacas). Дом с фрагментами крепостной стены, который отделяет Новую площадь от Кафедральной. Мы его обойдем вокруг, чтобы осмотреть фрагменты римских укреплений и акведука. Здание являлось резиденцией церковной Епархии с конца 12 века. В шестнадцатом веке его перестроили, придав ему вид дворца с внутренним двором и открытой лестницей. Следующая реконструкция 1870 была настолько масштабной, что соединила его с соседним сооружением, сделав из двух домов один. В одном архитектурном объекте мы можем видеть смешение стилей: готика, Ренессанс и даже модерн. В 1902 году Доменек Монтанер декорировал почтовый ящик здания в стиле того времени.

Обойдя дом, мы попадаем на Кафедральную площадь (Pla de la Seu)

Площадь сформировалась в пятнадцатом веке, когда основные работы по возведению собора были завершены, и она перестала быть местом, где жили рабочие и лежали материалы.

Ее доминантой является Кафедральный собор (Ла Сеу), справа дом Архидьякона, а слева еще одно старинное строение – Каса Пиа-Алмоина (Casa Pia Almoina). Здание, которое мы можем видеть сегодня, построено в 1450-х годах и здесь располагалась богадельня. Ежедневно сотни бедняков и нищих получали здесь необходимую помощь и пищу. Сегодня в помещении Епархиальный музей.

Посещение собора возможно до двенадцати или после пяти. Кроме интерьеров, стоит осмотреть внутренний двор и террасу на крыше.

Далее по улице с говорящим названием  Carrer Tapineria, и рассказывает она нам о том, что здесь находились обувные мастерские. Слово “tapins” от которого произошло название обозначало кожаную подкладку, которую делали в женских сандалиях в средние века.

Площадь Рамона Беренгуера (Placa Ramon Berenguer).

Конный памятник графу может служить ориентиром, что вы в правильном месте. Скульптура  была установлена в 1950 году, автор - Хосе Лимон.

Это небольшое пространство открывается с улицы Via Laietana. Отсюда можно  увидеть и римскую, и средневековую Барселону одновременно. На крепостных стенах как на фундаменте была построена королевская часовня Святой Агаты в готическом стиле. Для колокольни  использовали башню  крепости, надстроив ее. Возводить начали в 1302 году, и она создавалась как часть дворца и для пользования правителями. Снаружи аскетичная, как и все готические постройки Каталонии, внутри она хранит расписные деревянные потолки и заалтарный образ, признанный шедевром каталонской живописи, созданный в 1465 году художником Ж. Хукетом. Попасть внутрь можно со сторону Королевской площади, куда мы и направляемся.

Королевская площадь (Placa del Rei).

Небольшая, но очень гармоничная площадь, где все сооружения выполнены в готическом стиле. Как нетрудно догадаться из названия, здесь располагался королевский дворец (асимметричное здание с многоэтажной башней). Он служил резиденцией для графов Каталонии с 13 по 15 века. Первый дворец правителя на этой площади построили вестготы. В период, когда земли были под их владычеством, они сделали столицей Толедо, а в Барселону присылали наместника, который должен был управлять городом. Для наместника и построили здесь первый дворец. Для этого были снесены римские постройки. Как обычно бывает, за дворцом – жилищем правителя – “переезжает” и центр города. Здесь вестготы на руинах римских зданий строят свои дворцы и храмы, которые постигла та же участь – они были разрушены в средние века, чтобы уступить место готическим постройкам.

Сориентироваться на площади не составит особого труда. Дворец занимает ее заднюю часть. Возвышающуюся многоэтажную башню называют Дозорной башней короля Мартина. Прозвище у графа было “Добрый”. У правителя было четверо детей, правда, трое умерло в младенчестве. Последнего сына граф потерял во время эпидемии чумы. Нужно сказать, что правитель был очень обеспокоен огромным количеством смертей и учредил в городе больницы и медицинский университет. Король Мартин стареет, а наследника нет, и тогда он решает снова жениться. Однажды он остановился в монастыре, где монахини особо рьяно молились, чтобы бог ему придал сил для рождения потомства. Чтобы поспособствовать этому не только духовно, они приготовили ужин, где было утиное мясо и вино. В результате трапезы у графа заболел живот, а спустя два дня он скончался. Это был переломный момент для Барселоны, так как к власти пришла новая правящая династия. Башня короля Мартина была построена в 16 веке, много позже его смерти и существует легенда, что она служила символом новой власти. Даже если история доброго короля вас совсем не заинтересовала, подняться на башню стоит ради видов на средневековые улочки.

На площади располагается музей истории. Он разместился  в особняке пятнадцатого века – Каса Падельяс. Характерный для той эпохи внутренний двор и небольшая экспозиция, рассказывающая об истории Барселоны и окрестностей.  Самым интересным в этом музее является участок археологических раскопок. На территории в 4000 квадратных метров прямо под площадью можно совершить экскурс в историю города – от первого века до нашей эры до семнадцатого века. Руины разных веков и культур, фрагменты домов и мастерских, храмов и улиц. Фрагменты крепостной стены и башни, бассейн который остался от древней бани, перекресток города, существовавший много веков назад, руины магазинчиков и вилы Патриция - чтобы оказаться в прошлом достаточно спуститься на один этаж на лифте. Кроме археологических раскопок необходимо посетить дворец, включающий тронный зал (Salo del  Tinell) – великолепный образец каталонской готики, построенный в 1370 году, подняться на башню, откуда открывается отличный вид, и зайти в Королевскую капеллу Святой Агаты.

Часы работы музея: со вторника по воскресенье

В понедельник музей закрыт

С 1 октября по 31 марта с 10 до 14 и с 16 до 19

С 1 апреля по 30 сентября с 10 до 20

Площадь Сант Филип Нери (Placa de Sant Felip Neri)

Небольшая, с романтичной атмосферой площадь, доминантой которой является барочная церковь Сант Филип Нери. В средние века на месте площади было кладбище, позже исчезнувшее. В 1750-х годах на площади построили церковь. Сант Филипе является одним из немногих образцов стиля барокко в Барселоне. Испещренный рытвинами фасад служит напоминанием о потерях и боли горожан. Во время войны в 1938 году город обстреливали. Люди укрывались в крипте церкви. Снаряд угодил прямо в нее, и погибли люди, в основном женщины с детьми.

Площадь украшена небольшим фонтаном, а дома, которые можно видеть рядом с церковью, занимали гильдии сапожников.

Площадь Сант Жауме (Plasa Sant Jaume)

Во времена римского поселения Барсино здесь был центр политической жизни города – форум. Здесь велись споры и обсуждения, собирались жители города. С приходом вестготов площадь утратила свое центральное значение, часть территории была застроена, а то, что осталось свободным, терялось в лабиринте узких улиц. Так продолжалось до четырнадцатого века. Площадь выбрали местом для строительства зала совещаний. Еще в 1249 году в городе начинает существовать Совет Ста. Сто граждан города любого сословия, выбранные народом, собирались на собрания и принимали различные решения, связанные с управлением городом и его обустройством. Итак для Совета Ста строят специальное здание – Casa de la Ciutat (Мэрия). Строительство началось в 1369 году, и к 1373 году все было завершено. Огромный зал, построенный в стиле каталонской готики, использовался для проведения всех собраний избранных граждан с 1373 года по 1714 (до момента роспуска). Сегодня Мэрия – это история города в камне. На ее облике отразились разные века и архитектурные стили. Фасад, который обращен на площадь и считающийся главным, построен в стиле неоклассицизма в середине девятнадцатого века. Немного готики сохранилось в боковом фасаде – “готическом”. В оформлении окон и двери мы легко узнаем основные мотивы стиля. Как ни удивительно, но значительно больше средневекового сохранилось внутри здания, а не снаружи. Кроме знаменитого “Зала Ста”, существует готическая галерея, лестница почета, внутренний двор и еще несколько залов, созданных в далекие средние века.

Посетить Мэрию можно по воскресеньям с 10 до 13,30

Напротив Мэрии стоит еще одно правительственное здание –  Palau de la Generalitat (Паласио Женералитат). Сегодня здесь заседает правительство  Каталонии, а раньше располагался Каталонский Парламент. Орган этот был создан в тринадцатом веке, и первое собрание проводилось в 1283 году. Каталонский Парламент считается старейшим в Европе. В четырнадцатом веке было куплено здание, которое планировали использовать в качестве штаб-квартиры. До этого оно сменило несколько хозяев. Ими были и медики, и менялы. После того как там начали проводиться заседания Парламента, дворец претерпел множество изменений и перестроек. Так его изначально готический облик почти полностью заменился деталями более поздних стилей. Внутри интерес представляет готическая часовня, несколько залов, украшенных фресками и картинами, внутренний двор. Доступ туристам возможен в здание только по вторым и четвертым выходным месяцам.

Каждые вторые и четвертые субботы и воскресенья в утренние часы можно осмотреть интерьеры предварительно записавшись на сайте: http://www.gencat.cat/generalitat/eng/guia/palau/visites.htm

Необходимо сказать еще о двух интересных объектах, находящихся в непосредственной близости от площади. Один из них даже видно с нее. Это переход в виде моста-балкона, соединившего над головами прохожих две стороны улицы Bisbe. Редкий турист не привозит среди своих фотографий вид этого балкона, несомненно, украшающего Готический квартал. Правда мало кто знает, что этот архитектурный объект создан не в те мрачные времена, а сравнительно недавно в двадцатом веке архитектором, работавшим в стиле модерн. Да это неоготика. Построен переход в 1928 году Х. Белвером. Он был большим поклонником Гауди, его учеником и некоторое время работал под его руководством.

Увидеть балкон скорее всего удастся, даже если вы собьетесь с пути и будете просто плутать по улочкам квартала. Готический квартал хранит один секрет, который можно увидеть, лишь специально разыскивая. В одном дворе скрыты фрагменты древнего храма. Всего четыре колонны, которые были частью храма Августа, построенного в первом веке до н.э. Храм был 37 метров в длину и 17 метров в ширину. Как найти эти древние колоны – нужно с площади Жауме повернуть на улицу Paradis. Там будет Экскурсионный центр Каталонии (точный адрес Paradis,10).