Вена, часть 2

Вена парадная и Вена домашняя.

Столица империи – это обязывает. Неотъемлимыми атрибутами столичного статуса были дворцы и особняки знати, общественные сооружения, облик которых должен был демонстрировать богатство и могущество города.

Вена, Хофбург

Они служат фасадом иногда великолепным, а иногда чересчур торжественным и немного  безвкусным.

Вена

Эта часть города впечатляет своим  размахом.

Вена, Ратуша

Вена, Парламент

Большие здания, панорамные виды.

Вена, Бельведер

Всегда интересно заглянуть за эту главную декорацию. Оказалось, что Вена “домашняя” очень уютная и симпатичная.

Вена

За огромными зданиями центральных улиц и площадей укрываются очаровательные уютные дворики.

Вена

Попадая в них, оказываешься в другом мире – тишины и уюта. Многие таят в себе свою собственную прелесть. Где-то это зелень,

Вена

Вена

 где то архитектурные красоты,

Вена

а где то простое и неповторимое очарование.

Вена

Вена

Стоит добавить сюда небольшие средневековые мощеные улочки и крошечные переулки.

Вена

Вена

Вена

Вена

Есть и проходные дворы, образующие целые маленькие улочки, состоящие из череды лестниц и двориков.

Вена

Некоторые из таких дворов абсолютно не посещаемы туристами и служат местным жителям, чтобы срезать путь, а некоторые наполнены ресторанчиками и лавочками.

Вена

Вена

Удивительно, но нас очаровала именно эта Вена. Вена  мощеных улиц и узких проулков,

Вена

разноцветных домиков,

Вена

замерших знаков

Вена

и дворов – колодцев.

Вена

Трудно за пару дней осознать город, история которого насчитывает пару тысячелетий. Вена древняя времен римской колонии несколькими метрами ниже современных улиц. Перед входом в дворцовый комплекс на Площади Святого Михаила можно видеть ее древние руины.

Вена

Здесь время измеряется метрами. Улицы вымощенные почти две тысячи лет назад и стены домов того же периода – внизу на расстоянии метров десяти. В некоторое недоумение приводит то, на сколько человечество “нарастило” Землю. Мы уже ходим по улицам на много метров выше, чем были древние мостовые. Культурным слоем уже засыпаны древние века, да и средние спускаются все ниже. То, что раньше стояло на возвышении, сегодня уже на нашем уровне или требует некоторого спуска. Мостовые площади скрывают под собой более ранние улицы и площади.

Вена, Площадь Св. Михаила

Забавно воспринимаем мы и архитектуру. Так в исторический центр Вены попали и средневековье и девятнадцатый век. Причем соседство домов шестнадцатого и восемнадцатого веков кажется нам вполне гармоничным. Зато современные здания, затесавшиеся среди домов девятнадцатого столетия, просто режут глаз и кажутся абсолютно инородными. Интересно, если человечество протянет еще пару веков, дома – наши современники, для потомков тоже будут казаться вполне старинными и историческими, органично сочетающимися и подходящими под термин исторический центр.

Вена

Приятно удивила Вена своими церквями.

Вена

Храмы,  причем абсолютно разные по архитектуре, встречаются в центре Вены, если не на каждом шагу, то достаточно часто. Многие принадлежали разным орденам: францисканцам, капуцинам, доминиканцам и иезуитам. Главный кафедральный собор – собор Святого Стефана (Штефана), как и подобает главному храму города, огромен и великолепен. Храм не включают в топ 10 готических храмов мира, а зря. Он действительно интересен, несколько самобытен и производит сильное впечатление. Построенный в средние века, он окружен клубком узких средневековых улочек.

Вена

Собора издалека невидно. Лишь в просветах между домами мелькают то кусочек крыши, то башня, то шпиль, помогая определять направление.

Вена

По этим маленьким фрагментам нельзя представить собор. Он возникает вдруг, когда выныриваешь из узкого проулка на кафедральную площадь. Его размеры и великолепие возникают неожиданно и несколько ошеломляют.

Вена

Дальше начинается знакомство. Мы идем по кругу, обходя эту громаду, разглядывая ее с разных сторон.

Вена, Собор Св. Стефана

Готический собор, со всеми великолепными атрибутами этого стиля.

Вена, Собор Св. Стефана

Время раскрасило его на свой лад. В палитре у него были лишь темные краски. Светлый когда-то собор темнел неравномерно. Среди практически черных фрагментов вдруг проглядывают почти белые детали.

Вена, Собор Святого Стефана

Реставраторы возвращают ему первоначальный цвет тоже постепенно. Они стирают следы времени поэтапно, что очень неплохо для туристов. Лесами укрывают лишь часть собора, позволяя увидеть остальные красоты.

Вена, Собор Св. Стефана

Так уже освежили главный портал и перешли к высокой башне.

Вена, Собор Св. Стефана

Вена, Собро Св. Стефана

Внутри храм столь же неоднороден, что и снаружи. Он потемнел за многовековую историю. Этот темный налет придаёт ему известный шарм, указывая на почтенный возраст. Но неугомонные реставраторы ведут работы по его омоложению, и уже очистили часть интерьера.

Вена, Собор Св. Стефана

Готические своды отливают разными цветами. Подобный эффект возникает из-за света проникающего через цветные стекла окон.

Вена, Собор Св. Стефана

Вид на Вену с башни собора оказался не на столько интересен, как мы предполагали. Видимо на Вену свысока глядеть не стоит. А вот великолепную кровлю собора отсюда разглядывать самое то.

Вена, вид с башни Св. Стефана

Крыша выложена черепицей. 230000 разноцветных плиток собраны в геометрические узоры и изображения гербов.

Вена, крыша собора Св. Стефана

Выглядит это очень нарядно. Так что кроме великолепных архитектурных форм и скульптурных украшений собор может похвастаться еще и крышей, украшенной разноцветными панно.

Вена, вид с собора Св. Стефана

Дикий ветер просто сбивал с ног, так что мы поспешили вниз на тихие улицы.

Вена, вид с собора Св. Стефана

За два дня знакомства с историческим центром мы посетили еще несколько храмов. Великолепные и разнообразные, к вечеру второго дня они уже несколько перемешались в голове, и всплывали в памяти лишь чередой образов.

Старейшая церковь Святого Руперта, увитая плющом и утопающая в цветах.

Вена, церковь Св. Руперта

Греческая православная церковь, построенная и расписанная в Византийском стиле, ослепила буйством золота и великолепными росписями.

Вена, Греческая православная церковь

Переходя от церкви к церкви, мы не уставали поражаться разнообразием архитектуры и интерьеров. Доминиканская  церковь:

Вена, Доминиканская церковь

Витые колонны Церкви Иезуитов.

Церковь Иезуитов

Церковь Святого Михаила

Вена, церковь Св. Михаила

Церковь Святого Николая очень компактная, почти круглая в основании, втиснутая в небольшое пространство, оставленное ей городом.

Вена, церковь Св. Петра

Шотландский собор

Вена, Шотландский собор

Церковь Мария ам Гештаде, маленькая готическая церковь.

Вена, церковь Мария ам Гештаде

Вотивкирхе, напротив огромна, и построена в стиле неоготики.

Вена, Вотивкирхе

Кроме храмов о религиозной истории города напоминали и дворы монастырей, действующих и уже прекративших свое существование.

Вена

Большинство храмов представляют  явную архитектурную и художественную ценность. Пространство церкви разумно поделено между верующими и туристами. Часы мессы – это время людей, пришедших сюда пообщаться с богом, а все остальное время – для туристов, шумных и не всегда уважительно относящихся к святыням. Для каждого выделено свои мгновенья,  и ничьи чувства не оскорблены и права не нарушены. Мы можем совершенно спокойно осматривать все красоты, щелкать затворами фотоаппаратов и издавать вздохи восхищения, не опасаясь шиканья бабушек и осуждающих взглядов.

“Разведение” потоков верующих и осматривающих достопримечательности очень удобно и практично. Так в собор Святого Стефана – туристам за деньги ведь храм для них музей, а верующим бесплатно – на мессу. Конечно, можно затесаться и проскочить бесплатно, но только что там потом делать. Сидеть тихонько на скамеечке, слушая службу. Ни пофотографировать, ни головой покрутить, не рассмотреть все как следует – в общем, нет в этом никакого смысла, хотя некоторые туристы, видимо из экономии, а может из любопытства, все же оказываются на мессе.

Вернемся к австрийской практичности. Пожалуй, лидером в этой номинации стала церковь Святого Карла или Карлскирхе.

Вена, Карлскирхе

Построили ее в честь избавления от чумы – это официальная версия. Существует мнение, что сооружали ее скорее с политическими целями – продемонстрировать величие столицы Священной Римской Империи. Историки и искусствоведы находят много заимствованного в этой церкви из архитектуры Рима. Они утверждают, что  купол церкви похож на купол собора Святого Петра, а колонны – это подобие колонн Траяна.

Вена

Тем самым якобы Вена намекала на преемственность у Рима в управлении Империей. Если не принимать в расчет, какие цели преследовали строители, а взглянуть на результат – то результат этот выглядит очень и очень неплохо. Церковь прекрасна снаружи, великолепна она и внутри. Хотя барокко это почти всегда немного чересчур.

Вена, Карлскирхе

Вена, Карлскирхе

Планируя посещение церкви, мы знали, что сможем подняться к куполу и вблизи увидеть росписи. Кто же знал, что такой ценой. Когда мы вошли в храм, то первое что пришло  в голову, что мы оказались здесь в разгар ремонта.

Вена, Карлскирхе

Металлические строительные конструкции и непонятный квадрат, перекрывавший половину купола, оказались той самой смотровой площадкой, с которой нам и предстояло разглядывать фрески.

Вена, Карлскирхе

Видимо идея пришла в чью-то светлую голову во время реставрационных работ. Строительную конструкцию не стали разбирать, а приспособили для туристов. Аттракцион платный. Покупаешь билет в церковь, и в стоимость этого билета входит возможность воспользоваться лифтом и подняться под купол. Со смотровой площадки, оборудованной стульчиками можно задрав голову  разглядывать знаменитые фрески вблизи.

Вена, Карлскирхе

Вена, Карлскирхе

Интересно, но складывалось впечатление, что в замысел художника не входил столь близкий контакт с его творением.

Трудно однозначно оценить, то что было придумано. С одной стороны – это несомненно интересно и привлекает туристов, а с другой – внутреннее пространство церкви просто изуродовано и разрушено этими инородными конструкциями.

Еще одним образцом практичности нам показалась парковка во внутреннем дворе королевской резиденции Хофбург. Машины стоят прямо на исторических камнях среди исторических зданий.

Вена, Хофбург

Другая императорская резиденция, только уже загородная -  Шенбрунн стоит некоторым особняком. Особняком в прямом смысле слова. Он находится на некотором отдалении от центра города, что и неудивительно, на то она и загородная.

Парк поражает скорее не великолепием, а размерами. Создается ощущение, что стремились не к изысканным и прекрасным деталям, а старались поразить размерами, что и должно было подтверждать величие империи.

Вена, Шенбрун

Вена, Шенбрун

Вена, Шенбрун

Посетить в парке мы планировали лишь зоопарк. Пока мы добрались до него, стало понятно, что времени на его осмотр остался час, так что смысла не было, и мы пошли гулять по аллеям. Но желание общаться со зверюшками  не пропало, и мы ловили в кадр живность, живущую на воле.

Вена, Шенбрун

Вена

Вена

Фонтаны парка мы застали скорее некоторыми скульптурными композициями, среди небольших лужиц воды или неподвижных бассейнов.

Вена, Шенбрун

Вена, Шенбрун

Очевидно, что даже уткам в этом фонтане мелковато.

Вена, Шенбрун

Функционировали лишь небольшие и простенькие фонтаны.

Вена, Шенбрун

Вена, Шенбрун

Вена, Шенбрун

Ближе к вечеру туристов сменили сторонники здорового образа жизни.

Вена, Шенбрун

Достаточно большое количество людей группами и по одному просто бегом или шагом с палками стали накручивать километры по дорожкам парка.

Вена, Шенбрун

Нами было отмечено, что в Вене бегающих людей много. Там даже есть популярные экскурсии по Вене на бегу. По предварительным заявкам комплектуется группа, гидом выступает, как правило, известный в прошлом спортсмен,  и они бегают по городу, осматривая достопримечательности.

Что касается парка, то он весьма симпатичен, здесь можно легко провести большую часть дня, причем желательно первую, так как парадные залы и зоопарк с оранжереями закрываются достаточно рано. Еще раньше отключают фонтаны, так что посещение этой достопримечательности лучше планировать на утро.

В качестве маленького резюме: Вена город светлый, легкий и немного воздушный. Его образы отлично сочетались бы с музыкой Штрауса. А сам памятник композитору – отражает восприятие Вены на все сто.

Вена, Штраус