Вена, часть 1

Вена – город неоднозначный. Впечатления о нем трудно описать несколькими емкими фразами. Скорее это много-много коротеньких заметок и противоречивых эмоций. Возможно, мы сами усложнили себе восприятие города, поселившись вне кольца, окружающего исторический центр.

Вена, район Маргаретен

Район Маргаретен, в котором мы сняли апартаменты (ближе к центру за месяц до поездки найти вменяемые цены было невозможно) раньше считался “рабочим” районом. Нам он представился районом эмигрантов. Дом, где располагались наши апартаменты, был заселен славянами, выходцами из стран бывшего соцлагеря. Магазинчики в округе явно принадлежали арабам. Арабское было все, начиная с ассортимента и обслуживающего персонала, и заканчивая покупателями, закутанными в национальные одежды. Что касается, афро-австрийцев, то они тоже встречались на улицах. Правда, появлялись они на улицах только вечером. Как начинало темнеть, то они по двое и трое начинали попадаться навстречу, причем исключительно мужчины. Так у нас даже появилась своя примета – стали попадаться негры, значит, скоро стемнеет.

Немаловажная часть путешествия – безопасность. У нас ни разу не возникло даже намека на какую-нибудь неприятную ситуацию. Апартаменты были отличные, до центра три километра. Путь этот мы проделывали пешком, выбирая каждый раз новые тропы. Так что увидено было многое.

Первое, что бросалось в глаза в этом нецентральном районе, то это отсутствие зелени. Плотно прижавшиеся друг к другу дома создавали глухой каменный коридор – улицу.

Вена

Мы недоумевали, как же Вена получила звание самого зеленого города Европы. Оказалось, что зелень вынесена своеобразными оазисами. Маленькие садики и дворики, плюс укромные внутренние дворы – действительно полны зелени и служат местом отдыха. Кроме того, свернув с главных магистралей, обнаруживаешь множество спортивных и детских площадок.

Вена

Приближение к центру города можно определить не сверяясь с картой – меняется архитектура. Она становится все выразительней и интересней. Вена конечно не Рим, но свои холмы есть и здесь. Достаточно сказать, что перепад высот от минимальной до максимальной в черте города, колеблется в пределах почти четырехсот метров. Такие природные точки обзора дарят отличные виды.

Вена

Вена, Бельведер

В историческом центре возвышенности не так очевидны, но легко угадываются.

Вена

Узкие улочки с небольшим градиентом сменяются пролетами лестниц.

Вена

Вена

Наглядней всего увидеть смену высот в центре города можно на улица Tiefer Graben.  Название улицы переводится как  Глубокий ров. В средние века здесь протекал ручей. Через него и был перекинут первый деревянный мост. В пятнадцатом веке воду отвели, а его русло превратили в улицу. И сегодня через улицу перекинут мост, который является необходимостью, так как улица так и лежит много ниже уровня перпендикулярной магистрали.

Вена

Совсем рядом с Глубоким рвом начинаются ступени к готической церкви Мария ам Гештаде. Из названия церкви следует, что это церковь Святой Марии над рекой.

Вена

В средние века так и было. Тогда она стояла на высоком склоне над рукавом Дуная. Рукав этот люди превратили в Дунайский канал, несколько изменив его русло в соответствии с собственными интересами, и теперь он метрах в трехстах от храма. Превращенная в управляемый канал река выглядит вполне полноводной артерией, по которой даже курсируют небольшие суда.

Вена

Реке Вене, протекающей по городу повезло меньше. Большая ее часть представляет из себя жалкое зрелище.

Вена

Как можно было речку загнать в такие бетонные тески. Оказалось, что безобидный ручеек, струящийся по бетонным плитам, приводил к жутким бедствиям в городе. Во время таянья снегов и сильных дождей поток реки увеличивался во много раз. Приводило это к наводнениям, а те в свою очередь -- к вспышкам холеры. Так что это своего рода “усмирение” реки (как и все усмирения несколько варварское).

Часть русла у реки и вовсе отняли. По нему проложили в конце девятнадцатого века ветку железной дороги, которая впоследствии стала метро.

Вена, метро

Речку окончательно не уничтожили, а отгородили ее от рельс высокой каменной стеной. Там она и бежит по своему каменному руслу.

Вена

Поток реки действительно подвержен большим перепадам. Это чувствуешь, когда гуляешь вдоль нее. Местами она кажется вполне полноводной рекой.

Вена

Несколько метров – и это снова лужицы на бетонных плитах.

Вена

В то время, когда уровень реки низкий, плоские плиты вдоль воды являются прогулочной и велосипедной дорожкой.

Теперь о цветовой палитре города. Основной цвет – белый.

Вена

Если провести конкурс на самую светлую столицу Европы – Вена, наверняка победит с большим отрывом.

Вена

Вена

Белый или почти белый цвет строений придает Вене некую прозрачность. Благодаря ему она наполнена светом и воздухом.

Вена

Вена

Вена

Множество белых домов сливаются в целые белые улицы и переулки.

Вена

Вена

Наибольших результатов в стремлении к идеально белому город достиг в своих скульптурных украшениях. Даже на фоне совсем светлых зданий они выглядят белоснежными и уж слишком юными с точки зрения возраста.

Вена

Вена, Хофбург

С годами, белый переходит в черный от неизбежных выхлопов и гари, сопровождающих жизнь столицы Австрии. Черный цвет постепенно отвоевывает пространство у белого, закрашивая все новые и новые детали и фрагменты строений, пока не покроет их целиком.

Вена, Замковый сад

Вена, Собор Св. Стефана

Тогда строения одевают в леса и начинается очистка. Во время нашего пребывания видимо была генеральная очистка Вены, так как за лесами было спрятано многое. Одним из символов города можно с легкостью было назвать башенный кран.

Вена, Ринг

Их стрелы виднелись везде, куда ни поверни голову. Особенно обидно, когда леса и щиты скрывают достопримечательности, но это неизбежно.

Ошибочно было бы думать, что на белом холсте Вены не добавлено ярких красок и сочных пятен. Конечно, они есть и добавляют городу очарования. Больше всего в пейзаж города добавлено зеленого. Целая череда центральных садов с клумбами и фонтанами.

Вена

Вена, Бельведер

Оазисы, свободные от суеты города, где можно отдохнуть и душой и телом.

Вена

Каждый раз гуляя по центральным садам европейских столиц удивляешься как ценят они это пространство, веками оберегают его от застройки, а ведь это самые дорогие для инвестиций земли.

Вена

Вена

В теплый солнечный день, после обеда, газоны садов превратились в лежбища.

Вена

Вена, Замковый сад

Кроме зелени и цветных узоров клумб в городской пейзаж вносят разнообразие и яркие домики.

Вена

Их немного, но тем эффектней выглядят они на белом фоне.

Вена

Вена

Настоящим фейерверком выглядели дома построенные Хундертвассером. Шли мы к ним уже за пределами «кольца” по достаточно скучным улицам.

Венв

Первым мы увидели Венский дом искусства.

Вена, дом Искусств

Среди невыразительного окружения строение выделялось. Хундертвассер считал, что фасадом дома являются не стены, а окна, именно тема окон и обыгрывалась в его творениях.

Вена, дом Искусств

Еще несколько минут ходьбы и попадаешь к дому, оформленному художником, который так и называют Дом Хундертвассера.

Вена, Дом Хундертвассера

Снова различные решения оконных проемов. Кроме этого меня еще подкупает концепция художника – предоставить каждому жителю дома свое зеленое пространство.

Вена, Дом Хундертвассера

К сожалению, это почти невозможно разглядеть с улицы. На самом же деле дом построен своеобразными террасами. Большинство квартир имеют свои маленькие зеленые сады. Кусты и деревья, а также газоны на их балконах-садах выполняют множество функций. Они служат местом отдыха  и очищают воздух в теплое время года. Кроме того они защищают от шума и посторонних глаз. Деревья возвращают птиц и бабочек, а с ними и радость жизни в наш каменный мир.

Вена, Дом Хундертвассера

Кроме того, здесь можно почерпнуть много интересных дизайнерских идей, и просто прикоснуться к прекрасному.

Дома были созданы в восьмидесятых годах двадцатого века. Внутрь попасть невозможно. Хоть немножко представить, как архитектор оформлял интерьеры можно в павильоне напротив.

Вена, Дом Хундервассера, павильон

Кроме сувениров, а именно торговле и отдан павильон, здесь реализовано множество интересных идей.

Вена, Дом Хундертвассера

В арт объекты превращено все – стены, потолки, осветительные приборы, лестница

Вена, Дом Хундертвассера

и даже туалет, в который она ведет.

Вена, Дом Хундертвассера

В Вене вообще можно обнаружить множество интересных деталей. То это скульптура, которая пытается залезть на свое место на парапете фонтана, и попутно уже не одно столетие подставляющая ножку прохожим.

Вена

То дразнящийся лев

Вена, Хофбург

То экипажи, соседствующие на дороге с фурами.

Вена

В деталях заметен налет иронии, а может даже некой самоиронии. Достаточно взглянуть на лица скульптурных персонажей.

Вена, Шенбрун

Вена

Вена

Частенько даже скучные и безликие здания вызывают симпатию и улыбку, а все благодаря скульптурным изыскам.

Вена