Вена - пешеходный маршрут № 1

Маршрут рассчитан на целый день. Пусть не вводит в заблуждение небольшой на первый взгляд километраж  - 7 километров. Продвижение будет очень неспешным за счет большого количества объектов, желания обойти их вокруг, заглядывать во внутренние дворики и переулки, гулять по аллеям парков. Добавим сюда посещение картинной галереи (Бельведер).

Начнем наш маршрут с посещения церкви Св. Карла.

Чтобы сюда добраться, можно воспользоваться метро и выйти на остановке Карлсплац. Тогда пройти к церкви нужно будет через небольшой сквер.

Вена, Карслкирхе

Открывается для посещения Карлскирхе  в девять утра. Прийти к открытию имеет смысл, дабы избежать большого количества туристов.

Карлскирхе

От Карлскирхе идем в сторону “внутреннего города”. Наш путь проходит по дорожкам сквера. По всей видимости, здесь должен был проходить запланированный Карлскирхи бульвар. Задумывали его проложить от церкви к воротам Каринтии. Но проект так и не был осуществлен.

Не пропустите два павильона, стоящие друг напротив друга - Павильоны Отто Вагнера.

В конце девятнадцатого века в Вене создается проект легкорельсной железной дороги. Архитектурная часть проекта была поручена Отто Вагнеру. Он создает вокзалы-павильоны для станций. Два павильона на Карлплатц были созданы в 1898-99 годах и являются образцами венского модерна. В шестидесятых годах двадцатого века железнодорожные ветки заменили на метро. Транспортные потоки спустились под землю, а павильоны используют по сей день. Так один превращен в кафе, а второй в выставочный зал. На экспозиции представлены документы и макеты, рассказывающие нам о жизни и творчестве архитектора.

Павильон Отто Вагнера

Следующим ориентиром может служить здание оперы. Мы оказываемся на оживленном перекрестке. Своим главным фасадом опера обращена к бульварному кольцу Вены – Рингу.

Опера

Бульвар в форме подковы появился по приказу императора Франца-Иосифа I. В 1857 году он приказал снести кольцо крепостных стен, некогда защищавших город и на их месте заложить бульвар. В 1865 году состоялось его торжественное открытие, а по его сторонам стали вырастать новые великолепные сооружения, размеры которых, соответствовали ширине бульвара. Одним из первых было построено здание оперы.

Оперные спектакли в Вене начали давать с середины 18 века. Проходили они в различных театрах. В 1861 году император Франц Иосиф I распорядился построить специальное здание.

Построившие его архитекторы Август Зикард фон Зикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль не дожили до открытия Оперы. Дело в том, что их творение подверглось критике со стороны архитектурного сообщества. Чувствительный Нюлль покончил собой. Его друг пережил его, но вскоре  умер от инсульта. Открытие театра состоялось 25 мая 1869 года оперой Моцарта Дон Жуан в присутствии императорской четы.

В 1945 году в здание Оперы попала бомба, и понадобилось десять лет для его полного восстановления.

Боковой фасад здания обращен как раз на ту улицу, по которой мы и продолжим нашу прогулку. Это - Karntner strasse, и вероятно именно здесь находились раньше ворота в крепостной стене – ворота Каринтии.

Karntner strasse

Первое письменное упоминание этой улицы датируют 1257 годом. Название у историков не вызывает сомнений. Произошло оно от названия региона Каринтия, куда и вела дорога, которая являлась продолжением улицы за крепостными стенами. После Каринтии путь вел в Венецию. Так что в средние века он была важной транспортной артерией города, по которой не прекращаясь шли торговые потоки. В девятнадцатом веке территория была превращена в пешеходную торговую улицу с фешенебельными отелями и дорогими магазинами. Правда от зданий девятнадцатого века, а тем более средних веков сохранилось совсем немного – разрушения в ходе Второй мировой войны были значительными. В 1947 году, то что можно было восстановить реконструировали, кроме того возвели множество новых строений, а улице вернули ее функцию главной пешеходной торговой улицы Вены.

Вена

Вена

Площадь Новый рынок

Чтобы попасть на площадь, которая находится в непосредственной близости от улицы, нужно повернуть налево, когда увидите здание Капуцинеркирхе. (если вы не повернули, возле усыпальницы, то возможность попасть на протяженную площадь появится еще пару раз).

Капуцинеркирхе

Капуцинеркирхе – усыпальница, построенная на территории монастыря капуцинов, для захоронений членов правящей династии. С тех пор было проведено 148 погребений Габсбургов.

Посещать или нет усыпальницу решать вам, но побывавшие там  сходятся во мнении, что даже для склепа там слишком мрачно, сыро и гнетуще.

Теперь поподробнее осмотрим саму площадь Neuer markt.

Площадь Новый рынок

В средние века к площади рыночной вела дорога, по которой в Вену доставляли различные товары. На площади их и продавали. Позднее площадь стала специализироваться на торговле мукой и ее стали называть мучным рынком. На месте, где сегодня находятся отель “Амбассадор” была мучная биржа, а попросту ее хранилище. Позднее на площади проводили праздники, а там где когда то хранили муку, строят особняк для проведения балов.

Фонтан на площади  -- “Провидение”. Созданный Доннером в 1737-1739 годах фонтан так и называют Фонтан Доннера. По легенде образ Провидения он создал по подобию своей возлюбленной. Окружил он ее фигурами – аллегориями, которые олицетворяют реки Энс, Траун, Марх, Ибс. Творение автора было высоко оценено властями города, и он получил большой гонорар и массу похвал. Тогда даже и представить было сложно, что фонтан прикажут практически уничтожить. Императрица  Мария Терезия сочла обнаженные фигуры аморальными и приказала отправить их в переплавку. К счастью не все указы выполнялись точно. Конечно, скульптуры были сняты с парапета, но отправлены в хранилище. В 1801 году император Франц II распорядился поставить скульптуры на место. Созданные из сплава свинца и олова скульптуры сильно повреждались под воздействием природы.  В 1873 году, их заменили бронзовыми копиями, а оригиналы перевезли в музей “Нижний Бельведер”, где они хранятся по сей день.

Фонтан Провидение

Площадь Новый рынок

Выходим с площади на все туже пешеходную торговую улицу и сворачиваем направо на Weihburggasse. Она приведет  к Францисканкирхе.

Францисканкирхе

Обойдем церковь вокруг и окажемся на еще одной старой улице - Зингерштрассе (Singerstrasse). 

Церковь Тевтонского ордена

Улица известна со средних веков. Название за ней закрепилось в середине шестнадцатого века. Дело в том, что на улице селились в основном ткачи и красильщики из немецкого города Зюнхсенга. На улице находится “Дом Тевтонского ордена”. Духовно-рыцарский орден обосновался в Вене с 1204 года. Штаб-квартирой дом становится в 1809 году. Церковь начали строить в начале 13 века. Сильно разрушенная огнем она восстанавливалась в несколько этапов. Так что мы увидим и элементы готики и барокко. Войдя в церковь можно увидеть множество гербов. Это так называемые щиты клятвы. Рыцарь, который получал в церкви рыцарское звание, вешал свой щит.

Кроме штаб-квартиры, церкви, архива со старинными рукописями и историческими документами ордена, существует сокровищница – там можно увидеть коллекцию наград и посуду. На территории занимаемой тевтонцами существует гостевой дом, где можно поселиться.

Адрес: Singerstraße 7/I (стоит заглянуть в церковь и во двор).

С улицы также можно попасть  в очаровательные дворики.

Вена, двор

Самый известный - Двор Прапорщиков (Singerstrabe (12)

Сворачиваем в “Переулок крови” (Blutgasse). Мрачное название письменно упоминается впервые в шестнадцатом веке. До этого переулок называли “Переулок грязи”. Историки считают, что название улочки связано с тем, что она была грунтовой. После дождя по наклонной поверхности лились потоки грязи. Мостить улицы камнем в Вене начали лишь в 13 веке, и в первую очередь это коснулось центральных улиц.

Переулок крови

По поводу последующего названия, дожившего до наших дней, существует несколько версий, ни одна из которых не подтверждается учеными. Самая популярная, связана с роспуском Ордена Тамплиеров в 1312 году, которое сопровождалось убийствами рыцарей. По легенде убитых было настолько много, что кровь лилась по улице.

По другой версии здесь когда-то был языческий храм (что не подтверждено, так как раскопки не производились) и в нем приносились жертвы. Сторонники этой версии утверждают, что название улицы произошло не от слова кровь, а от старого германского – жертва (“bluot”).

Несмотря на жутковатое название переулок очень симпатичный. Дома шестнадцатого- семнадцатого веков и очаровательные дворики (например: Blutgasse,9), куда стоит зайти.

Вена, двор

В конце непротяженного переулка можно видеть дом, где жил Моцарт.

Дом Моцарта в Вене

За те десять лет, что Моцарт прожил в Вене, он успел сменить более десяти адресов. В этом доме (№ 5 )он прожил с 1784 по 1787 годы. И сегодня здесь открыт музей великого композитора. Чем же именно этот дом такой особенный. Дело в том, что из множества адресов, где жил Моцарт, только это здание сохранилось до наших дней в том виде, в котором оно существовало во времена композитора. Также дом называют Дом Фигаро, потому что “Женитьба Фигаро” создавалась здесь.

“Дом Моцарта” стоит уже в другом переулке  Domgasse (Соборном).

Домгассе

Дом № 6 по этому переулку может представлять интерес, особенно для любителей кофе. В этом доме в 1686 году Георг Кольчинский открыл одну из первых кофеен в Вене. Предшествовали этому интересные события. Поляк по происхождению и авантюрист по натуре Георг был отправлен в лагерь турецких войск, когда они осадили Вену в 1683 году. Переодетый в форму турецкого военного и владевший языком, он без труда втерся в доверие. Возможно там он и узнал рецепты обжарки и приготовления кофе. Кроме того, он узнал дату нападения на Вену, что и поспешил сообщить отцам города. Город был спасен, а Кольчинский награжден. Награду он выбрал сам из того, что оставили турки при бегстве. Среди трофеев было три мешка кофейных зерен. Спустя три года он открывает кофейню, но память о войне с турками не способствовала популярности напитка. И тогда предприниматель добавляет в напиток новые ингредиенты, такие как мед и молоко и называет кофе по-венски. Кроме того он подает к чашечке кофе печенье в форме полумесяца (символа осман). Горожане с удовольствием поедают этот символ запивая кофе, что превратилось в традицию.

Из переулка выходим к Собору Святого Стефана, что было очевидно из названия.

Собор Святого Стефана

После подробного осмотра собора как снаружи так и внутри, стоит подняться на башню. Обратите внимание, что собор с 12 часов закрывают для посещения туристов. Там проходит месса и до ее окончания осмотреть собор внутри невозможно (вход на башню продолжает работать). Часовой перерыв  необходимо  учесть при планировании очередности осмотра храма.

Обойдя храм вокруг, мы возвращаемся на ту же сторону площади, откуда вышли к нему. Нам нужно свернуть на Essiggasse, а затем на Kollnerhofgasse. По ней мы попадем на Fleischmarkt. Мы в бывшем “Греческом квартале”. Выходцы из Греции здесь начали селиться еще с пятнадцатого века. Купцы торговали здесь же мясом, здесь же находился мясной рынок города (о чем и напоминает нам название улицы). Колоритный дом с изображением “Милого Августина” является старейшей гостиницей Вены. Известно, что основой для него послужила башня крепостной цены. Самое раннее упоминание о нем датируют 1447 годом. Это не год постройки, а уже год продажи  дома (дата строительства точно не известна). Это был трактир, где сдавались комнаты приезжим, а на первом этаже было небольшое питейное заведение. Сегодня это “Греческая таверна”. По легенде Августин, был музыкантом и весельчаком. Он ходил по Вене со своей дудочкой и распевал песни. Он был частым посетителем и этой таверны. Отсюда он шел в приличном подпитии, когда и произошли легендарные события 1679 года. В городе свирепствовала чума, люди умирали сотнями. Могильщики ездили по городу на телеге и собирали трупы, чтобы свезти их в общую могилу. Далее источники расходятся: по первым Августин спьяну сам и свалился в такую могилу, а по вторым его туда привезли могильщики, приняв за мертвого, валявшегося на улице пьяницу.  В общем, пробуждение было не из приятных. Он очнулся погребенным за живо под землей среди мертвых тел. Тогда он начал играть на своем инструменте песенки, которые и услышали. Его откопали, а “Милый Августин” с тех пор это символ жизнелюбия.

Греческая таверна

Пройдя под арку, оказываешься в одном из самых старых переулков города.

Вена, переулок

Вернемся на улицу. Здесь рядом с таверной стоит здание Православной греческой церкви “Святой Троицы”. В 1782 году обычный дом был превращен в простую греческую церковь. Здание, построенное в Византийском стиле, которое мы можем видеть сегодня, было создано по заказу Греческой православной общины. Архитектором выступил Теофиль  Хансен. Строительство началось в 1856 году, а уже в декабре 1858 состоялось торжественное открытие.

Греческая православная церковь

Греческая православная церковь

Следуя по улице “мясной рынок” мы достигнем извилистого переулка Шенлатернгассе (Schonlaterngasse) .

Небольшой переулок в центре старого города, который ранее называли улицей “Святого креста” так как с нее можно было попасть в монастырь братства Святого креста. Так выглядит вход во двор – Heiligenkreuzerhof.

Шенлатернгассе

Цистерцианское аббатство появилось здесь в 12 веке и уже более восьми веков братство владеет этими землями. От средневековья сохранилось немного, почти все здания были перестроены в семнадцатом веке.

Интересная площадь раньше была двором монастыря братства Святого Креста. До наших дней дошла в виде, который ей был предан уже в 18 веке. До сих пор здесь находятся здания прелата и часовни.

Двор монастыря Братства Св. Креста

На доме № 6 можно видеть копию фонаря, который украшал раньше эту улицу и благодаря которому и получил свое название Schonlaterngasse, что переводят как “улица красивого фонаря”.

Нас интересует дом 7 на этой старинной улочке. На доме можно увидеть изображение Василиска, а дом называют – дом Василиска. Существо это мифическое голова петуха, глаза и тело жабы, а хвост змеи. Тварь, судя по всему, злобная так как выдыхала огонь, а от ее взгляда каменели. В средние века, а точнее с двенадцатого века зверь этот “расселяется” по городам Европы. Постепенно его образ все больше напоминает петуха, лишь хвост от змеи. Средневековые европейцы верили и боялись этого зверя, который появляется из яйца, снесенного петухом. Яйцо высиживает жаба. Василиски селились рядом с жилищами, наводя ужас на жителей. Больше всего им нравились колодцы, которые они отравляли своим присутствием и шахты. 

Кроме огненного  дыхания василиск обладал способностью превращать живое в камень, только взглянув на него (медуза с подобными способностями хорошо известна). Методы борьбы естественно схожи. Тварь должна посмотреть сама на себя и окаменеть. В Вене подобная легенда тоже существует. Рассказывает она как раз про улицу, на которой мы стоим. Там был колодец, где и поселился василиск. Начались смерти. Каждый заглянувший в колодец каменел. Тогда смышленый юноша, опасаясь, что и его любопытную возлюбленную постигнет та же участь, показал василиску зеркало. Существует даже дата убийства чудища – 1212 год.

Дом Василиска

Наш переулок упирается в Беккерштрассе, повернув по которой, мы вскоре окажемся на небольшой площади. Ее раньше называли Университетской. До переезда здесь находился университет Вены. Сегодня в здании бывшего Университета работает Академия наук.

Академия наук

На площади доминирует Церковь иезуитов.

Посетив церковь продолжим движение по улице и обходя храм свернем на Постгассе. Буквально через несколько сотен метров окажемся у другого храма Доминиканской церкви.

Осмотрев огромное количество таких разных и прекрасных храмов, мы заслужили отдых. Для этого обойдем церковь и отправимся в Городской парк. Он был разбит по указу Франца Иосифа в 1857 году. Первых посетителей принял спустя пять лет. По его территории протекает река Вин. В парке находится павильон Курсалон, в котором летом звучат звуки вальса. На территории парка можно увидеть памятники художникам и композиторам.

Городской парк

Мы выходим на площадь Шварценбергплац, в центре которой можно видеть  фонтан, известный под названием Высокая струя. Он был создан по случаю окончания работ по строительству трубопровода, доставившего в краны Вены чистейшую альпийскую воду из Штирии. Фонтан открыли в 1873 году, а в 1906 было создано искусственное освещение струй.

Памятник Советским воинам и фонтан "Струя"

За фонтаном можно видеть Памятник Советскому воину, или как его еще называют Русский памятник. Забавно, но решение об установке памятника Советским солдатам было принято еще до того, как наши войска вступили на землю Австрии. Еще не было боев за Вену, а уже велись работы скульптором и архитектором над  эскизами.

13 апреля 1945 года Вена была освобождена. В ходе боев за город погибло 18000 красноармейцев. На строительство памятника, где будут написаны имена павших, ушло менее трех месяцев. Работы велись круглосуточно и осуществлялись в основном силами советской инженерной части и пленными немцами. Открытие памятника состоялось 19 августа 1945 года.

Архитектор Яковлев, скульптор – Интизарян, инженер – Шейнфельд.

Самый простой способ отсюда попасть в Бельведер это повернуть на Rennweg. Вскоре вы у входа в Бельведер. Здесь можно посетить сам парк и насладиться видами, а также осмотреть коллекцию картин в Верхнем и Нижнем Бельведере.