Бавария, Швангау - часть лирическая.

Трудно представить человека, которого оставит равнодушным образ этой грациозной птицы.

Бавария

Особенно трудно этому человеку в Лебедином краю, где все, даже то, что и не должно бы, а напоминает о лебедях. Как-то очень незаметно, невольно и постепенно тебя просто пронизывает некое лирическое настроение, в голове звучит музыка, озера кажутся заколдованными, замки сказочными, а птицы танцующими.

Бавария

Бавария

Да и как не поверить в сказку, когда замок буквально у тебя на глазах исчезает, растворяясь в тумане.

Бавария

Бавария

Все это можно ощутить в Лебедином краю или, как говорят немцы, Швангау.

Швангау

Деревенька окружена озерами. В окружении гор и среди тростников,

Швангау

вероятно, обитало огромное количество лебедей, чем иначе можно объяснить название деревни и рода владельцев этих земель - Швангау. Упоминание об их рыцарском замке в этих краях относят к двенадцатому веку. Фамильный герб семьи украшал лебедь.

Швангау

Владели Швангау фортификацией до шестнадцатого века, пока не попала она к новым хозяевам. Те пытались реставрировать и восстанавливать замок, но то ли они это делали без особого желания, то ли работы велись плохо, но только к девятнадцатому веку лежала рыцарская твердыня руинами над Лебединым озером.

Швангау

В 1832 году земли эти привлекли внимание короля Баварии Максимилиана II. Вспомнил он, что его семья является продолжателями того самого древнего рыцарского “лебединого” рода, и купил некогда бывшие семейными владения с целью восстановить. В ту пору в моде был романтизм. В архитектуре это проявлялось в возведении дворцов, стилизованных под средневековые замки.

Хохеншвангау

Хохеншвангау

В литературе наблюдалось увлечение пересказов древних легенд и сказаний, а музыканты в свою очередь писали к ним музыку. В общем, было красивое увлечение рыцарством, сказками, возвратом в прошлое и стремлением к гармонии с природой. Покупка королем рыцарского замка, пусть и в руинах, характеризовало его как человека модного. Согласно моде, он решает построить новый замок, а точнее дворец, но обязательно с башнями, крепостными стенами, замковыми воротами и панорамным видом на окрестности.

Хохеншвангау

Швангау

Что коренным образом отличало строительство замка девятнадцатого века от средневекового тех же габаритов – это время, затраченное на строительство. Если в средние века на это уходили столетия, когда замок надстраивали, достраивали и обновляли, то теперь на это понадобилось всего пять лет. За это время был создан великолепный замок с полной внутренней отделкой. Конечно, он не выдержал бы осады неприятеля, но это и не требовалось.

Хохеншвангау

Хохеншвангау

Это эстетическое сооружение с садиком, откуда открываются потрясающие виды на горы и скульптурным изображением символа замка – лебедем. Лебединые образы из разных материалов наполняли внутреннее пространство дворца, а внизу не забудем Лебединое озеро – именно в таких условиях проходило детство будущего короля Баварии Людвига II. Не удивительно, что в Лебедином дворце над Лебединым озером в окружении изображений лебедей и, слушая сказки и легенды о лебедях, он вырос романтичным и впечатлительным мальчиком, видящим себя рыцарем, а может даже и легендарным рыцарем–лебедем Лоэнгрином. Воспитанный в строгости, но будучи впечатлительным и ранимым ребенком, он сбегал от действительности в мир собственных фантазий, который был подкреплен окружающим пейзажем.

Альпзее

Возможно уже тогда, стоя в Королевском садике дворца и глядя на руины древнего форта на Лебедином утесе, он мечтал о том, как построит на месте развалин свой замок, где будет чувствоваться дыхание гор.

Швангау

Конфликт его романтичного внутреннего мира и реальности еще больше обострился, когда в возрасте восемнадцати лет он сал королем Баварии. Тогда в 1864 году, после смерти его отца у него появилась власть и возможности, но вместе с тем неприятные для него обязанности и условности. 

Королю Баварии хотелось быть Королем-лебедем и ему хотелось жить в своем воображаемом мире в сказочном замке на Лебедином утесе.

Нойшванштайн

Нойшванштайн

Нойшванштайн

Это должен был быть не просто рыцарский замок, а замок из фантазий. Нет ничего удивительного, что на бумагу эти образы переносит не архитектор, а театральный художник-декоратор Кристиан Янк. К реальным чертежам сооружения все эти декорации привел архитектор Эдуард Ридель.

Нойшванштайн

Вернемся к Лебединому утесу – Шванштайн. Старые руины снесли, более того, утес уменьшили на несколько метров, провели подъездную дорогу и приступили к строительству в 1869 году.

Нойшванштайн

Стройка была грандиозной, называются огромные объемы строительного материала, которые использовали и поднимали на такую высоту, говорили о круглосуточной работе огромного количества мастеров и подмастерьев, но больше всего говорили о средствах, которые тратились на замок. Людвига обвиняли в опустошении казны и огромных кредитах. Справедливости ради нужно заметить, что все собственные средства он также вложил в свою мечту.

Нойшванштайн

Он был просто одержим созданием сказочного замка, многократно меняя планы, лично следя за мельчайшими деталями, как в интерьере, так и в отделке.

Нойшванштайн

Когда строительство велось полных ходом, и едва было завершено несколько комнат, он переехал  жить в замок, чтобы иметь достаточно времени контролировать все. Это строился не сказочный замок, а из камня и красок воссоздавался мир фантазий короля.

Нойшванштайн

Неотъемлемой частью этого сказочного действа являлся и окружающий пейзаж. Грандиозные горы режиссировали представление, меняя свет, краски, выводя на главный план героев и пряча их в тучах и тумане. Если в солнечную погоду все выглядело сказочным, то туман и ненастье привносили атмосферу мистики.

Альпзее

Альпзее

Швангау

Швангау

Нойшванштайн

Внутренний и внешний облик замка – это  два очень разными мирами. Белые стены со сказочными башнями, без витиеватых лепных украшений, выглядят достаточно строго и изящно на фоне скал, иногда сливаясь с облаками и исчезая в тумане, внутри – это буйство красок и декорирование все и вся.

Мне не доводилось видеть столь заполненного пространства. Все покрыто декором. Нет ни малейшего фрагмента белой стены. Всюду росписи на темы сказок, легенд, естественно раскрыта тема короля-лебедя Лоэнгрина. Причем доподлинно не известно, что же больше произвело на Людвига впечатление, сама древняя легенда или опера написанная Вагнером. Несомненно то, что он был большим поклонником композитора его покровителем и меценатом и мечтал, чтобы в залах замка звучала музыка Вагнера.

Вернемся к лебедям, они в декоре повсюду нарисованные, вышитые, вырезанные и вылепленные. Некоторые даже замок сравнивают с образом лебедя и вольно переводят его название не как Новый Лебединый утес, а как Новый каменный Лебедь (хотя зная владельца трудно догадаться, что на самом деле он имел в виду).

Нойшванштайн

Учитывая такой объем работ, особенно внутренней отделки, не удивительно, что за семнадцать лет все достроить не успели, из ста одной комнаты завершили лишь шестнадцать. Работы были прерваны смертью хозяина. Его признали сумасшедшим, свергли с престола и насильно увезли из сказочного владения в замок Берг. Погиб он при невыясненных обстоятельствах. Тело нашли в озере. И снова умудрились провести параллель с лебедем. Начали говорить, что он погиб, как главный герой “Лебединого озера” в пучинах разбушевавшегося озера. Чайковского называли чуть ли ни пророком, который предсказал подобную смерть короля Баварии.

Вообще место просто овеяно легендами и не только старинными. Так по легендарной версии Петр Ильич Чайковский задумал написать музыку к балету “Лебединое озеро” сидя на берегу Лебединого озера и наблюдая за передвижениями птиц.

швангау

Наслаждаясь этим птичьим танцем, он и придумал знаменитую мелодию. Эти рассказы не выдерживают никакой критики. Музыку для постановки балета ему заказали и согласился он на заказ отчасти от нехватки денег, кроме того ему был интересен новый опыт. К работе он преступил по собственным воспоминаниям с неохотой. Рассказчики сказок не унимаются “он был очень ответственным человеком и выехал на натуру – на Лебединое озеро в Баварию”. Но даже эта версия не имеет подтверждения, скорее всего в этот период он не был в “Лебедином краю”. Поэтому в качестве прототипа заколдованного озера может выступать абсолютно любой пруд, в том числе и рожденный воображением.

Швангау

Правда во всем этом все же есть – это танец лебедей. Не на сцене или в воображении, а на самом деле.

Швангау

Весной в период ухаживаний они совершают очень красивый ритуал с вытягиванием шеи и призывным кличем.

Швангау

Затем идет попытка приблизиться к самке, и дальше следуют передвижения по озеру, то сближаясь, то отдаляясь.

Швангау

Швангау

Швангау

Швангау

Дальше самая красивая часть -  это сближение, переплетение шеями, выгибание шей и укладыванием головы на воду.

Швангау

Швангау

Наблюдая за этим, невольно вспоминаешь балетные движения. Присутствуют и массовые перемещения по озеру, когда несколько пар сближаются и плывут рядом, а затем расходятся. Есть и соперничество, и борьба за самку,

Швангау

есть и вынужденные перелеты в поисках лучшей доли.

Швангау

А кульминацией всего служит не смерть героев в пучинах вод, а спаривание, сопровождаемое отчаянным шумом бьющих по воде крыльев и уединение созданных пар в тростниковых зарослях озера.

Швангау

Наблюдать за этим процессом нам посчастливилось на озере Хопфен, все в том же Лебедином краю.

Швангау

Увлекательное зрелище, сопровождавшееся обгрызанием локтей автором, который не взял объектив с зумом.

В качестве же волшебного или заколдованного озера может выступать абсолютно любое. Нам показалось, что Альпы для этого как нельзя лучше подходит своими потрясающими пейзажами

Альпзее

 и отражениями двух Лебединых замков в своих водах.

Альпзее

Следующая глава будет содержать практические детали: где жили, как посмотреть замки и что ни в коем случае нельзя пропустить. Скрашено все это будет большим количеством фотографий.