Альбайсин

Альбайсин – старейший район Гранады и памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Белые домики с черепичными красно-коричневыми крышами занимают холм напротив Альгамбры. Бродя по узким улочкам квартала оказываешься в другом мире и в другом веке. Улочки почти не приспособлены для автомобильного движения. Взбираясь наверх они то и дело превращаются в лестницы, а затем опять в улицы. Петляя и извиваясь они бегут наверх и кажется что у этого лабиринта нет ни конца ни начала. За свою многовековую историю район пережил множество метаморфоз и изменений. Мавританские постройки сменялись христианскими в стиле мудехар, на месте мечетей появились церкви, колокольни которых часто вырастали над минаретами. Архитектурные свидетельства разных веков возникают абсолютно неожиданно. Так бывший дворик омовений некогда главной мечети Альбайсина можно найти рядом с церковью, возникшей на месте исламской святыни. Есть и более древние постройки – крепостные стены 9 и 11 столетия. Они были возведены для защиты замка, где жили первые правители Гранады.

В ходе археологических раскопок было установлено, что поселения здесь были еще в  3 веке до нашей эры. Были обнаружены фрагменты иберийских и римских поселений. Это самые древние находки на территории Гранады. Затем  местность населяли вестготы, которым на смену пришли арабы. Они обосновались здесь в 9 веке. Первые мусульманские властители Гранады на холме построили замок, который и служил им резиденцией. Форт этот после появления Альгамбры стали называть “Старая крепость”. Здесь жил правитель и здесь была сосредоточена вся власть. Вокруг крепости возводились виллы аристократов и придворных. Район был очень богат и процветал. К середине 14 века его заселяли в основном арабские и еврейские ремесленники и торговцы, которые в большом количестве приезжали в город после захвата христианами Кордовы, Севильи и других городов. Они везли сюда деньги, ремесла и новые знания. Даже переезд правителей в Альгамбру не отразился на благосостоянии района.

Упадок начался с завоеванием Гранады Католическими королями. Обещанная терпимость и толерантность была лишь на бумаге (в акте капитуляции). На деле арабы и евреи преследовались за веру. Мечети уничтожались, а иноверцев насильно пытались обратить в христианство. Благосостояние жителей некогда самого богатого района тоже пошатнулось. Репрессии сопровождались конфискацией имущества, был значительно увеличен налог с мусульманской общины. Это приводит к недовольству, а затем к восстанию морисков (1568-1570 г). Восстание подавлено, а мусульман и евреев выселяют из города. Если учесть, что в основном они жили в Альбайсине, то квартал пустеет. Но свято место пусто не бывает и их жилища занимают христиане. Они перестраивают дома мусульман в собственные особняки. Нужно сказать, что строили в основном мавры, принявшие христианскую веру и оставшиеся в городе. Несколько адаптировав жилища к требованиям и привычкам христиан, а также требованиям климата – они возводили дома с закрытыми внутренними дворами с фонтанами и фруктовыми деревьями. Эти строения, вобравшие в себя многое от мавританского стиля и кое-что от новых хозяев стали называть Карм. Постепенно название преобразилось в Кармен (популярное женское имя).  

Создаётся ощущение что 20, а тем более 21 век в Альбайсине так и не наступил. Средневековая планировка поселения, узкие извивающиеся мощеные улочки, множество старинных церквей, беленные спрятанные от посторонних глаз жилища с внутренними садиками. Не случайно район называют музеем под открытым небом. Так много старинных исторических экспонатов можно в нем обнаружить.

Обычно исследование Альбайсина начинается с Новой площади ( Пласа-Нуэва). Во времена правления мавров на площади устраивались конные игры, где участники могли продемонстрировать свою ловкость и умение управлять лошадью. В 16 веке на площади появилось ренессансное здание Королевской канцелярии, учрежденной католическими королями. Церковь Святой Анны – это образец слияния стилей и культур. Построили ее на месте разрушенной мечети в середине 16 века. Христианское религиозное сооружение построили в стиле Ренессанс. В декоре и деталях мы видим проявление стиля мудехар.

Новая Площадь интересна не только для любителей архитектуры. Она является центром общественной жизни и ее можно рассматривать как отправную точку для исследования двух соседних холмов: Сабики и Альбайсина. Перед отправлением можно подкрепиться в одном из уличных кафе. К Альгамбре поднимается под приличным углом Куэста-де-Гомерес – Спуск Гомереса. Улочку окупировали ремесленники и она является чередой сувенирных лавочек. Это главный проход к Альгамбре из города. Но Альгамбру стоит посмотреть после Альбайсина.

Чтобы туда попасть нужно пройти через площадь за церковь Святой Анны. Неожидано из ниоткуда появится речка Дарро. За храмом она вырывается из туннеля на простор. Повторяя ее русло, вымощена дорога Куэста-дель-Дарро. Удивительно романтичный уголок города. Через реку в сторону крошечного квартала Ла-Альманзора перекинуты  два каменных пешеходных мостика 16 века. От более древнего моста, мавританского, ведущего в Альгамбру, осталось лишь часть башни и фрагмент первого пролета. Мимо церкви Святого Петра и Павла, монастырей и старой арабской бани улочка выводит к еще одной площади. Удлиненную площадь называют Аллея Грустных (Пассео-де-лос-тристес). Название напоминает, что в старину здесь начиналась дорога на кладбище и двигались похоронные процессии. Сегодня это очень приятный уголок с видом на Сабику. Интересная панорама отсюда открывается на Альгамбру. Снизу, от подножия холма видны лишь несколько башен. Абсолютно непонятно, что там вверху. По мере подъема на Альбайсин Альгамбра открывается все больше и больше. Вместо беспорядочно торчащих нескольких башен вырисовывается весь ансамбль оборонительных сооружений.

От Аллеи Грустных можно начать подъем, попадая в водоворот узких улочек. Путь будет идти наверх, мимо домов и церквей. Усилия, затраченные на восхождение будут вознаграждены. Перемещаясь от одной церкви к другой от дома к дому, от крепостных  стен к монастырям обязательно зайдите на две смотровые площадки. Мирадор-де-Сан-Николас откроет для вас Альгамбру. Отсюда открывается самый впечатляющий вид на ансамбль. На фоне голубого неба и заснеженных вершин “Красный замок”. Здесь можно увидеть ее целиком, общим планом. Становится очевидно как строили и почему именно здесь. Становится понятна структура ансамбля и его грандиозные размеры.

Мирадор-де-сан-Кристобал (Балкон Св. Христофора) – кроме панорамы Альгамбры позволяет увидеть укрепления “Старой крепости”, кроме этого, отсюда отлично виден и сам район.  Необходимо сказать несколько слов о названии квартала. Как часто бывает с терминами, имеющими арабское происхождение, однозначного ответа нет. Существует пара версий. Первая, наиболее старая и распространенная утверждает что Альбайсин происходит от арабского слова, которое означает “квартал сокольников”. В настоящее время историки больше склоняются ко второй версии. Они переводят как “квартал людей из Баезы”. Баеза  (Baeza) – небольшой город близ Хаена. Когда христиане в ходе своего Крестового похода завоевали город в 13 веке, мусульмане бежали на территории находящиеся под мавританским владычеством. Многие поселились здесь на холме. Тогда район и стали называть Альбайсином.